На главную страницу
оглавление
ПОЧЕМУ УБЕГАЮТ МУЖЧИНЫ

СЛАБЫЙ МУЖЧИНА - ПОЧЕМУ ОН БОИТСЯ ЖЕНЩИН У СЕБЯ НА РАБОТЕ?
 
Ее дом
Ее образ
Ее ребенок
Ее мужчина
Ее любимец
Ее литература


Тесты
Он был ивполнен такой уверенности в себе,
которую ничто не могло поколебать.
Женщин он боялся ничуть не больше,
чем шторма или драки.

Дж. Лондон. "Морской волк"

Итак, мы разобрались с эмансипированными женщинами. Как видите, я не придаю почти никакого значения мужским предрассудкам. В наше время, когда все так быстро меняется, общественный строй, приоритеты и ценности - как-то странно вспоминать библейские истины типа "жена да убоится мужа своего...". До сих пор изредка встречаются представительницы почти вымершего вида: женщины, которые боятся мужей, но Йонен прав, чаще бывает наоборот: мужчины, которые боятся женщин, попадаются гораздо чаще. Только вопрос вот в чем: боятся ли они только женщин или многого другого тоже? Отчего . происходит этот страх - не от неуверенности ли в себе?

Мужчина, который боится женщин, боится их в любой обстановке: и дома, и на работе. Более того, если этот страх благоприобретенный, то он с конкретных женщин распространяется на женщин вообще - как в случае с Алексеем С.

У Алексея С., тридцатипятилетнего инженера, возникли крупные неприятности на работе, он оказался на грани увольнения. Алексей женился после окончания института на своей однокурснице Анне. Это был трудный брак, супруги то сходились, то расходились. Анна была очень сильной женщиной и постоянно подавляла Алексея - не только словесно, но и тем, что ее карьера, в отличие от его, складывалась более чем успешно. В последнее время Анну постоянно приглашали работать за границу; Алексей делал все, чтобы она отказалась от поездок, но безуспешно. Алексей чувствовал себя брошенным, искал утешения и обрел его в лице молодой девушки Лены, которая смотрела на него восхищенными глазами. Но восхищение в ее глазах светилось для Алексея недолго - очень скоро ей надоела его нерешительность, надоело выслушивать жалобы на неудачную семейную жизнь, быть для него отдушиной, и Лена перевела свой восхищенный взгляд на кого-то еще. Таким образом, Алексея предала не только жена, но и любимая девушка. После этого, брошенный обеими, он опасался заводить новые знакомства. В этот же период времени он перешел, в который уже раз, на новую работу. Сотрудники очень скоро заметили, что Алексей совершенно не умеет общаться с коллегами-женщинами: когда он с ними разговаривал, то смотрел как бы сквозь них, не принимал от них никаких советов, не запоминал ничего, что они ему говорили... Так как его непосредственной начальницей была женщина, это ввергло его в крупные неприятности: он все время через ее голову обращался к их общему шефу, что очень вредило делу.

На первый взгляд Алексей действительно боится женщин. На второй - просто у него комплекс непризнанного гения. Алексей, прекрасный электронщик, всегда страдал от того, что его, по его мнению, недооценивали на работе. Его идеи действительно не находили должного применения - в первую очередь потому, что Алексей не умел строить отношения с людьми, особенно с начальством. Он считал, что такому талантливому человеку, как он, не пристало заниматься рутиной, а руководству нужны были не гении, а дисциплинированные исполнители. В разных учреждениях, в которых он работал, такое его поведение приводило к серьезным конфликтам. Никто не отрицал его блестящих способностей, но с коллективом и начальством он сработаться не мог. Поэтому он и прозябал на инженерных Должностях с мизерным окладом, мечтая о своем собственном проекте и о такой же карьере, которую сумел сделать Билл Гейтс. Но его преследовали неудачи, а дома жена, менее способная, чем он, но успешно продвигавшаяся по службе, еще добавляла масла в огонь: ребенка надо кормить, одевать, обувать, обучать, а рассчитывать она могла только на себя, и мужу она все время об этом напоминала. Алексей мечтал о своем деле и высоком окладе, а деньги в дом приносила жена. Она его не ценила, им не восхищалась, а считала его недотепой! Тогда он нашел Лену; Лена, совсем еще молоденькая девушка, сначала восхищалась им беззаветно, но постепенно разобралась, что к чему, и променяла его на желторотого студентика. Так что он оказался непризнан в своем отечестве и самыми близкими ему женщинами. Появилось чувство угрозы, которую таят в себе женщины: именно женщины не могут оценить его дар, это опасные существа, которые только и ищут случая, чтобы унизить его мужское достоинство. С мужчинами ему было легче, он их не боялся, но тем не менее общаться с ними не умел: ему казалось, что по своему уму и таланту он может быть на дружеской ноге только с высоким начальством (как Леонардо был по своему интеллекту и гению настолько выше всех его окружающих, что чувствовал себя на равных только с сильными мира сего: например, с Цезарем Борджиа, Лодовико Моро или королем Франциском I). Поэтому Алексей постоянно оказывался в изоляции и никак не мог применить свои действительно неординарные способности; в конце концов он оказался "у разбитого корыта" и вынужден был обратиться к психотерапевту, конечно, к психотерапевту-мужчине.

В чем причина этого комплекса непризнанности? Ведь Алексей действительно талантлив - этого не отрицает никто. Но он внушил себе, что обладает выдающимися способностями не только в своей области, но и в других сферах жизни, что он, например, может быть прекрасным менеджером. И что он замечательный муж и возлюбленный, только жена и молоденькая любовница не могут оценить его по достоинству. Эта переоценка и приводит к провалам, за которыми следуют резкое понижение самооценки, неуверенность в себе, страхи... Результат - хронический кризис, из которого Алексей не может выйти уже несколько лет.

Таким образом, страх Алексея перед женщинами, и особенно сильными женщинами, такими, как его жена, нельзя рассматривать в отрыве от всех его других проблем и внутренних конфликтов. Рассмотрим еще один подобный пример.

Анатолий - молодой человек лет 28, с гордостью называет себя "новым русским". Несколько лет назад вместе с женой они основали сначала кооператив, а потом преобразовали его в собственную фирму. Они за эти годы испытали на себе все превратности бизнеса по-русски: жульничество партнеров, безденежье должников, давление банков, и тем не менее фирма их уцелела, и они продолжают делать свое дело. Периодически на Анатолия нападают приступы дурного настроения, когда он портит нервы и сотрудникам, и жене, и накручивает себя самого. Когда же случаются эти приступы? Когда плохо идут дела? Вовсе не обязательно. Хуже всего Анатолий себя чувствует и ведет тогда, когда его жене и единственному компаньону удается какая-нибудь рискованная авантюра, почти невероятная комбинация, которая значительно поправляет дела компании. По идее надо бы радоваться - но он не может. Ему непереносима сама мысль, что кто-то может быть ярче, талантливее его. Тем более его собственная жена, да еще в такой чисто мужской сфере, по сложившимся давно представлениям, как бизнес.

Йонен по этому случаю бы заметил, что Анатолий относится к тем мужчинам, которые боятся женщин, - боятся, что женщины займут господствующее положение во всех сферах, в том числе и в профессиональной. Ничего подобного. Действительно, его мужское самолюбие страдает оттого, что женщина, притом не посторонняя, а собственная супруга, ведет дела лучше, чем он. Конечно,. на бессознательном уровне он понимает, что его жена талантливее, лучше соображает в критических ситуациях, быстрее ориентируется в изменившихся обстоятельствах, точнее оценивает степень допустимого риска, - то есть она лучший бизнесмен, чем он сам. Но допустить такие крамольные мысли в сознание он не может, вот и вытесняет их изо всех сил; в такие моменты у него все виноваты и в первую очередь, конечно, жена. Это всего лишь комплекс неполноценности, и чтобы компенсировать свою "ущербность", он знает лишь один путь: показать, кто тут "главный". Он - глава фирмы, он все решает, все подчиненные (а их как и во всех малых предприятиях, всего несколько человек) должны его уважать и бояться (как в анекдоте: боится - значит, уважает). И страх быть оттесненным на вторые роли распространяется отнюдь не только на женщин: когда ему предложили взять на один из ключевых постов в компании нового сотрудника, неординарного мужчину с большим опытом работы в данной области, он отказался: конкуренции со стороны мужчин он боится не меньше, чем со стороны женщин.

Стремление к власти - один из основных способов компенсации у людей, испытывающих сильное чувство неполноценности. Это и так называемый комплекс Наполеона у мужчин маленького роста. Известно, например, что в бывшем Советском Союзе средний рост милиционера был на 5 сантиметров меньше, чем у среднестатистического мужчины, а психиатра - на 7. Психиатрия, как известно, дает иллюзию власти "над людьми, а иногда и не только иллюзию - стоит только вспомнить Кашпировского. Я сама знакома с несколькими психотерапевтами, которые в своих так называемых терапевтических группах ощущали себя чуть ли не всевластными фюрерами.

Кстати, о фюрерах. Психиатр, лично наблюдавший Гитлера и всю нацистскую верхушку Третьего рейха, утверждал, что все его пациенты были истерическими психопатами, а истерикам всегда надо что-то демонстрировать и что-то компенсировать. Как известно, у самого Гитлера были сложности в сексуальных отношениях с женщинами, может, именно поэтому он так стремился к власти...

Впрочем, не обязательно залезать так глубоко в историю. Если внимательно почитать знаменитый "Последний бросок на юг", где Жириновский так подробно описал свое несчастное детство и первые неудачные сексуальные опыты, то становится понятно, откуда у него такое стремление залезть на самый верх и к тому же такое нездоровое желание прославиться на страницах "Плейбоя". Можно, конечно, его пожалеть, а можно пожалеть и всех тех, кто за него голосовал, - человеку с такими комплексами просто нельзя доверять власть.

Но довольно отступлений, вернемся к истории Анатолия. Надо сказать, что это довольно типичная ситуация. Мужчины с комплексом непри-знанности всегда боялись и боятся конкуренции; другое дело, что раньше им надо было опасаться только мужчин, теперь к ним добавился новый соперник - слабый пол, который уже язык не поворачивается так называть. Профессор не берет в свою лабораторию закончившую курс аспирантку: в чем дело? Действительно ли он "мужской шовинист" (тем более что он родом с Кавказа, где царят патриархальные традиции и о феминистках еще и не слыхали)? Или тут что-то другое? Другое: за те три года, что Анатолий знаком с девушкой, он убедился, что она очень способная и к тому же строптивая: она не собирается включать его в соавторы своих статей. Ему не нужна такая яркая и непослушная сотрудница, в своем "сонном царстве" он окружил себя одними посредственностями, которые ему не конкуренты; все мало-мальски выделявшиеся из серого фона личности вынуждены были уйти - и женщины, и мужчины. Обычная история.

Именно поэтому разваливаются у нас многие научные школы, когда глава ее умирает или уходит на пенсию: нужно быть необыкновенно яркой личностью, чтобы не бояться конкуренции своих собственных учеников, поэтому нередко наследство действительно талантливого лидера в какой-либо области делят весьма посредственные последователи, которые при жизни своего учителя выделялись одним несомненным достоинством: смотрели ему в рот. Почему-то в физике, где наши ученые всегда были традиционно сильны, таких случаев почти не наблюдается.

Кстати, этим талантом - смотреть в рот начальству - обладают обычно больше женщины, чем мужчины, первые же за спиной учителя занимаются плетением интриг. Поэтому многие знакомые мне по-настоящему деловые женщины предпочитают работать в мужских коллективах: в них люди обычно больше занимаются делом и меньше - закулисной активностью.

Мужчины часто "обижаются" на женщин, когда они вторгаются в те области, которые они по привычке считают традиционно мужскими. Так, как-то по радио я слышала интервью с одним малоизвестным писателем-эмигрантом (я лично о нем никогда до этого не слыхала). Он громко возмущался, что в последнем списке бестселлеров в США семь из десяти позиций занимают произведения, написанные домохозяйками, в то время как серьезную литературу (очевидно, он имел в виду свои собственные шедевры) никто не читает!

Я много лет сотрудничаю с разными издательствами и набралась кое-какого опыта в данной области. Поверьте мне, написать книгу, которая будет продаваться и читаться, - большое искусство. Конечно, есть выдающиеся писатели, которые не только прекрасно пишут, но и вполне могут существовать на свои литературные гонорары, но это - исключения. Больших писателей во все времена и у всех народов было не так много. Да, "домохозяйки" не пишут для избранных, они пишут для массового читателя, и их читают. Женщины-литераторы отличаются большим вниманием к нюансам, они больше внимания уделяют чувствам, в их произведениях гораздо меньше описаний насилия, чем у авторов-мужчин, а сексуальные сцены обычно выглядят не отвратительно, а привлекательно и красиво. Я далека от крайних феминистских взглядов на литературу, согласно которым надо сбросить с пьедестала общепризнанных классиков, потому что все они - мужчины, или хотя бы подвинуть их, дав в их ряду место писательницам-женщинам только за то, что они женщины. Но в ряде жанров женщины сейчас явно лидируют: это прежде всего криминальная мелодрама, готический роман, ведущий свое происхождение еще от Анны Радклиф, любовный роман, здесь мужчины не выдерживают конкуренции. Кстати, в Англии большинство выдающихся авторов криминального жанра - женщины: несравненная и непревзойденная по тиражам Агата Кристи, Дороти Сейерс, Дафна дю Морье... Сейчас очень популярен авантюрный женский роман, где действуют сильные, смелые, активные героини, которые к тому же умеют любить, и наши читательницы среди всевозможной дребедени, которая подается как "любовные бестселлеры", могут отыскать действительно интересные и почти безупречные в литературном отношении книги таких авторов, как Патриция Гэфни, Тереза Медейрос, Айрис Джоансен или Нора Роберте, - мужские варианты их сюжетов смотрятся как бледные копии. Впрочем, не надо забираться за кордон, и у нас есть писательницы, которые преуспели в своем жанре. Например, Галина Щербакова, автор замечательной романтической прозы; успех ее повести "Вам и не снилось" превзошел все ожидания и вызвал дикую зависть и ревность у членов Союза писателей - мужчин. Не думаю, правда, что ей завидовали действительно талантливые писатели. К тому же в отличие от многих бывших советских писателей она продолжает писать - и не в пустоту и не в стол, а для читателей, которые с удовольствием покупают ее книги.

Таким образом, неприятие мужчинами женщин в любой сфере профессиональной деятельности на поверку сводится не к страху перед женщинами и так называемому сексизму, а к комплексу неполноценности. По-настоящему сильный духом, умный и талантливый мужчина не боится женщин, даже умных, - он скорее боится тех дам, которые пробиваются в жизни своим острым язычком и интригами. Тот же мужчина, который боится конкуренции, опасается всех соперников, независимо от их пола. Конечно, с этими страхами можно справиться, но это задача не общества, а самого страдающего подобными комплексами, - если он захочет от них избавиться, всегда найдется для этого и психотерапевт, и психологический тренинг.

следующая глава

 

Hosted by uCoz