На главную страницу
оглавление
ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО
 
Ее дом
Ее образ
Ее ребенок
Ее мужчина
Ее любимец
Ее литература


Тесты

НЕРЯШЛИВОЕ ПОВЕДЕНИЕЗА СТОЛОМ
Мой сын очень неряшливо ведет себя за столом. Следует ли уже сейчас приучать его к более цивилизованной манере поведения?

Обед за одним столом с девятимесячным младенцем может кого угодно лишить аппетита. Для него это в основном игра, и очень часто больше пищи попадает на ребенка (а также на его одежду, стульчик и собаке, терпеливо ожидающей внизу), чем в него. Но для малыша кормление - это не только принятие пищи. Как и во время игр в ванне или песочнице, он узнает о причинах и следствиях, различиях текстур, разнице температур. Когда он сжимает в своем кулачке йогурт, размазывает по столу картофельное пюре, смахивает с подноса тарелку с кашей, пускает пузыри в чашечке с соком, крошит пальцами крекер, для вас это беспорядок, а для него - способ познания действительности.

Вы будете испытывать повышенную потребность в бумажных салфетках до тех пор, пока ваш ребенок не узнает все, что он может узнать об удивительных физических свойствах пищи, после чего займется чем-нибудь еще. Но это не означает, что вы должны терпеть беспорядок и ничего не предпринимать для подготовки своего ребенка к тому, чтобы он хорошо вел себя за столом.

Во время кормлений постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, не реагируйте смехом на выходки ребенка и не ругайте его. Однако если он два раза подряд аккуратно донес пищу до рта ложкой или руками, похвалите его.

Поведение ребенка за столом во многом будет зависеть от того, как вы сами принимаете пищу. Если вы едите руками, торопливо глотаете куски, громко чавкаете, разговариваете с набитым ртом и т.д., вам будет трудно добиться хороших манер за столом и от своего ребенка.

Используйте покрытия
Вам будет легче навести порядок, если во время кормлений под стул что-нибудь подстелить, например газеты; грудь и плечи ребенка прикрыть широким нагрудником, а рукава его одежды закатать. (При комнатной температуре будет более разумно кормить ребенка в одном подгузнике.) Кроме того, подавайте ему еду в большой чаш-ке,а не в плоской тарелке, из которой пищу легче расплескать, а напитки - в высоком стакане или в чашке с крышкой, если ребенок согласен пить из носика. Если нет, то наливайте немного жидкости в обычную чашку и давайте ее лишь тогда, когда он захочет пить, и держите подальше от ребенка. Для безопасности все столовые приборы и посуда должны быть небьющимися.


УДАРЫ ГОЛОВОЙ И РАСКАЧИВАНИЯ ТУЛОВИЩА
У моего сына появилась привычка стучать головой о стену или спинку кроватки. Хотя мне больно на него смотреть, он, по всей видимости, не испытывает боли и выглядит при этом совершенно счастливым.

Похоже, ваш сын обнаружил в себе чувство ритма и будет выражать его таким способом по крайней мере до тех пор, пока не научится танцевать или играть на ударном инструменте. Удары головой (как всевозможные движения головой, раскачивание туловища и прыжки вверх-вниз) - это ритмичные движения, а ритмичные движения, особенно если ребенок делает их сам, действуют на него завораживающе. Хотя большинство младенцев начинают танцевать свой рок-н-ролл под музыку в часы бодрствования, такое поведение, по всей видимости, преследует и другие цели, кроме простого веселья. Есть предположение, что некоторые дети пытаются воспроизвести ощущение, которое они испытывают, когда их укачивают родители, или же младенцы, у которых режутся зубы, пытаются таким образом справиться с болью. Некоторым детям такие движения помогают снять напряжение и быстрее засыпать. Хотя мальчики и девочки в одинаковой степени любят качаться и вертеться, удары головой более распространены среди мальчиков.

Ритмичные движения обычно начинаются около 6 месяцев, а удары головой - не ранее 9 месяцев. Эти привычки способны просуществовать несколько недель или месяцев, а иногда год и больше. Но большинство детей самостоятельно бросают эту привычку к 3 годам. Окрики, насмешки и всякое другое привлечение внимания к подобному поведению ребенка не только не приносят пользы, но, наоборот, способны усугубить проблему.

Хотя в это трудно поверить, такие движения не представляют угрозы для здоровья ребенка и, как правило, не связаны с психологическими или физиологическими расстройствами. Если ваш ребенок во всем остальном кажется абсолютно нормальным, не бьется головой о стену в приступах гнева и не ставит себе регулярно синяки (случайный синяк также не является причиной для волнений), то вам не из-за чего беспокоиться.

Вы не сможете заставить ребенка прекратить так себя вести, пока он сам не будет к этому готов, но перечисленные ниже советы помогут вам и ребенку легче перенести эту привычку и в конце концов полностью избавиться от нее. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, в течение дня предлагайте ему другие, более приемлемые для вас ритмические упражнения, например раскачивайте вместе с ним кресло-качалку; дайте ему какой-нибудь игрушечный музыкальный инструмент или просто ложку и кастрюлю, из которых он сможет извлекать звуки; качайте его на качелях, играйте в ладушки или в другие игры для рук, особенно музыкальные. Могут также помочь ежевечерние тихие игры, успокаивающая теплая ванна и укачивания (немного и не перед самым сном). Если ребенок бьется головой о стенки кроватки, отодвиньте ее как можно дальше от стен и другой мебели и при необходимости оклейте края стенки прокладками, чтобы смягчить удары.


МИГАНИЕ
В течение последних 2 недель моя дочь стала часто мигать. Судя по всему, при этом она не испытывает никакого дискомфорта, и у нее нет никаких проблем со зрением, но я не могу избавиться от мысли, что с ее глазами что-то не в порядке.

Скорее всего у нее просто все в порядке с любопытством. Она знает, как выглядит мир, если на него смотреть открытыми глазами, но что будет, если слегка прикрыть веки или быстро открыть глаза, а затем закрыть? Результаты ее экспериментов могут оказаться настолько интригующими, что она может продолжать "мигать" до тех пор, пока не пропадет новизна ощущений. (Когда она станет старше, в возрасте около 2 лет, вероятно, попробует проделать похожий эксперимент с ушами, затыкая их пальцами или прикрывая ладонями для того, чтобы узнать, что происходит со звуком.) Разумеется, если ваш ребенок испытывает трудности с узнаванием людей и предметов или плохо фокусирует взгляд, сразу обратитесь к доктору.

Прищуривание - это другая недолговечная привычка у многих детей. Это также не должно вызывать беспокойства, если такая привычка не становится постоянной и не сопровождается другими симптомами. В противном случае проконсультируйтесь с доктором.


ДЕРГАНЬЕ ЗА ВОЛОСЫ
Когда моя дочь капризничает или находится в сонном состоянии, она дергает себя за волосы.

Дерганье или потягивание за волосы является еще одним способом, при помощи которого ребенок освобождается от накопившегося напряжения или пытается воссоздать приятное успокаивающее ощущение, которое он испытывал во время кормления грудью или из бутылочки, поглаживая грудь и щеки матери или потягивая ее за волосы. Поскольку ребенок в большей степени нуждается в утешении в периоды стресса или когда у него плохое настроение, то скорее всего подобная манера поведения проявляется именно в такие периоды.

Периодическое дерганье и потягивание за волосы или наматывание пряди на палец, часто сопровождаемое сосанием большого пальца, является распространенной привычкой, которая может затянуться даже и до школьного возраста. Но постоянные или слишком энергичные действия могут привести к потере волос, поэтому, видимо, необходимо ваше вмешательство. Следующие советы могут вам помочь:

  • окружите ребенка заботой и вниманием, особенно в периоды стресса;
  • стригите волосы покороче, чтобы он не мог за них ухватиться;
  • дайте ему какой-нибудь предмет, за который он мог бы потянуть, например мягкую игрушку с длинным ворсом;
  • придумайте для него еще какое-нибудь занятие.

СКРЕЖЕТАНИЕ ЗУБАМИ
Я часто слышу, как мой сын скрежещет зубами во сне. Это не может причинить ему какой-либо вред?

Точно так же, как движения головой, потягивание за волосы и сосание пальца, скрежетание зубами является способом, при помощи которого некоторые дети снимают напряжение. Чтобы снизить интенсивность скрежета, сведите к минимуму напряжение, которое испытывает ваш ребенок в своей повседневной жизни, и позаботьтесь о том, чтобы у него было достаточно других способов для разрядки, например, активные игры. Как правило, эта привычка исчезает, как только ребенок начнет лучше справляться со своим окружением.

Напряжение не всегда является причиной скрежета зубами. Порой ребенок случайно открывает для себя любопытный звуковой эффект, когда экспериментирует со своими зубами, получает удовольствие от ощущения и звуков и добавляет его к уже приобретенным навыкам. Но вскоре ощущение новизны проходит, и он теряет интерес к своему зубному оркестру. Но если вы обнаружили, что ребенок скрежещет зубами все чаще, и вы боитесь, что он может повредить зубы, проконсультируйтесь с педиатром или детским дантистом.


ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ
У моего ребенка стало останавливаться дыхание во время приступов плача. Сегодня это продолжалось так долго, что он даже потерял сознание. Может ли это быть опасным?

Задержка дыхания происходит у некоторых детей во время приступов сильного плача. В то время как взрослый, ставший свидетелем такого случая, будет в шоке еще несколько часов, ребенок, который посинел или потерял сознание во время задержки дыхания, быстро и полностью восстанавливается, после того как включается автоматический респираторный механизм.

Задержке дыхания обычно предшествуют гнев, отчаяние или боль. Плач, вместо того чтобы затихнуть, становится более истеричным, ребенок делает глубокие вдохи, после чего дыхание полностью останавливается. В случаях средней тяжести у него синеют губы; в более серьезных случаях ребенок весь синеет и теряет сознание. Приступ обычно заканчивается через минуту - задолго до того, как могут произойти необратимые мозговые нарушения.

Примерно у одного из пяти младенцев время от времени происходит остановка дыхания. У некоторых подобные приступы случаются достаточно редко, у других они могут происходить 1-2 раза в день. Задержка дыхания наиболее распространена в возрасте от 6 месяцев до 4 лет, хотя порой она может начинаться раньше и продолжаться дольше. Задержка дыхания отличается от эпилепсии (с которой она никак не связана) тем, что ей предшествует плач и ребенок синеет до того, как потеряет сознание. Эпилепсия обычно случается внезапно, и ребенок не синеет раньше, чем у него начнутся судороги.

Ребенку, потерявшему сознание во время задержки дыхания, не требуется никакого лечения. И хотя не существует средства, чтобы вылечить ребенка от таких приступов, кроме естественного хода событий, у вас есть возможность предупредить некоторые вспышки его раздражения следующим образом:

  • убедитесь в том, что ребенок достаточно отдыхает: перевозбужденный или переутомленный малыш более подвержен приступам раздражения, чем хорошо отдохнувший;
  • не расстраивайте ребенка по пустякам;
  • постарайтесь успокоить малыша, прежде чем у него нач-1 нется истерика, музыкой, игрушками или другими способами для отвлечения внимания (но не пищей, чтобы не появилась еще одна плохая привычка);
  • попробуйте снизить напряженную обстановку вокруг ребенка, успокойтесь сами и успокойте остальных членов семьи;
  • спокойно реагируйте на приступы задержки дыхания, ваша тревога может только ухудшить ситуацию;
  • не утешайте ребенка после приступа. Если он поймет, что может получить что-то таким способом, то он будет пользоваться этим часто.

Если у вашего ребенка серьезные приступы задержки дыхания, которые продолжаются больше минуты, не связаны с плачем, вызывают у вас повышенное беспокойство по каким-то другим причинам, обсудите проблему с доктором как можно скорее.


ПРИУЧЕНИЕ К ГОРШКУ
Моя мать утверждает, что я и моя сестра были приучены к горшку уже в 9 месяцев, но я вижу, что сейчас в подгузниках ходят дети, которым уже исполнилось 3 года. С какого возраста мне приучать ребенка пользоваться горшком?

Если послушать то, что нам рассказывают наши матери, то создается впечатление, что 30 лет назад все без исключения младенцы, приученные к горшку к своему первому дню рождения или в крайнем случае с небольшим опозданием, представляли собой более развитое поколение, чем современные дети. Но на самом деле к горшку были приучены не дети, а их матери. Не очень сложно приучить к горшку ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают .плакать, прежде чем намочить свои подгузники. Но "поймать" малыша таким способом - это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка носит часто рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо начинает сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.

Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок начинает понимать, что такое стул, способен оставаться сухим в течение 2-3 часов, может самостоятельно раздеваться и одеваться, когда ходит в туалет, и способен понимать, что от него требуется. Но если ребенок в данный момент еще не приучен к горшку, это вовсе не означает, что его нельзя начать знакомить с этим прямо сейчас.

Объясните ребенку, что он делает
Очень часто заметно со стороны, что у ребенка стул; он может прекратить заниматься тем, что делал, сесть на корточки, начать кряхтеть, тужиться, покраснеть или просто внезапно стать очень серьезным. Когда вы застанете ребенка за этим актом, скажите ему, что он делает, каждый раз используя одно и то же слово или целую фразу для того, чтобы описать его усилия и их результаты. Затем, когда будете менять грязный подгузник, используйте его как наглядное пособие.

Разумеется, практически невозможно определить, когда у вашего ребенка происходит мочеиспускание, если только он не ходит голый. Но когда есть такая возможность - если он пускает струйку в ванне или пока вы меняете ему подгузник, - объясните ему, что происходит, опять-таки каждый раз используя один и тот же термин, а когда вы будете менять ему влажный подгузник, объясните, почему он мокрый.

Позвольте ребенку посмотреть, что вы делаете
Дети очень любят подражать тем людям, на которых они смотрят снизу вверх, например родителям, а также старшим братьям или сестрам. Поэтому вместо того, чтобы выгонять ребенка из ванной, когда вы пользуетесь унитазом, пригласите его туда и объясните происходящее. Многим детям полезно понаблюдать, как другие пользуются туалетом. Объясните вашему маленькому ребенку, что мама, папа, а также все большие мальчики и девочки ходят в туалет на горшок, и когда он подрастет, то тоже будет это делать. Если звук его не пугает и он способен справиться с ручкой, то дайте ему спустить воду в унитазе. Если ребенок проявляет желание посидеть на унитазе, купите детское сиденье на обычный унитаз или отдельный детский горшок (он безопаснее, удобнее, и им легче пользоваться) и позвольте ребенку его испытать. Привыкнув к горшку сейчас, пока это его идея, а не ваша, он может испытывать меньший страх перед этим местом позднее.

Хотя конец первого года жизни ребенка - самое подходящее время для знакомства с горшком, не оказывайте давления на ребенка, не сердитесь на него, если у него не сразу все получается, будьте терпеливы, возможно, вам придется подождать до тех пор, пока он не будет полностью готов, что, может быть, произойдет ко второму дню рождения или даже ближе к третьему (одна из причин, по которой современные малыши так поздно приучаются к горшку, - одноразовые подгузники. Они так хорошо впитывают влагу и так успешно предохраняют кожу ребенка, что дети даже не замечают, что они мокрые, поэтому нет ничего удивительного в том, что они не торопятся привыкать к горшку).


ГРУППЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Я так часто вижу рекламу групп начального обучения для самых маленьких, что у меня уже возникло ощущение, будто я лишу свою дочь чего-то очень важного, если не запишу ее по крайней мере в одну из таких групп.

Вы не посещали никаких занятий до тех пор, пока не пошли в детский сад, и наверняка не изучали искусство, музыку и не учились плавать до того, как начали ходить или говорить, и, вероятно, не чувствуете себя из-за этого в чем-то обделенной. Несмотря на энтузиазм сегодняшних родителей, желающих привлекать своих детей к организованным занятиям как можно раньше, ваша дочь ничего не потеряет, если вы не запишите ее прямо сейчас в одну из этих групп.

На самом деле формальные занятия порой даже могут принести вред. Все, что нужно ребенку, - это достаточно времени для исследования окружающего мира по собственной инициативе и изучения его собственными темпами при небольшой помощи со стороны взрослых. Занятия в заранее установленное время, в определенном месте и определенными темпами, как это бывает в классной комнате, могут снизить естественное стремление ребенка ко всему новому. Но это не означает, что вы не должны привлекать своего ребенка к какой-либо форме групповой активности. Очень хорошо, если ваша малышка будет играть с другими детьми, хотя она, вероятно, еще не готова к тому, чтобы играть вместе с ними, но она будет рядом и будет узнавать других детей и взрослых. Еще лучше, если у вас появится возможность пообщаться с другими матерями, обсудить общие проблемы и поделиться накопленным опытом.

Вот несколько способов получить пользу от групповых занятий для вашего ребенка без преждевременного зачисления в учебное заведение:

  • водите ее на детскую площадку. Если даже ваша дочка еще не ходит, все равно она сможет получать удовольствие от детских качелей, маленьких горок и песочницы и будет радоваться, наблюдая за другими детьми;
  • организуйте детскую группу для игр или присоединитесь к ней. Игровые группы, которые обычно собираются раз в неделю дома или на игровой площадке, создают идеальные условия для знакомства с групповой активностью.

ОБУВЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ХОДИТЬ
Наша дочь только начала делать свои первые шаги. Какая обувь ей нужна?

Лучшая обувь для ребенка, недавно начавшего ходить, - это босые ноги, поскольку ступни, как и ладони, развиваются лучше, если они голые, ничем не прикрыты и не сдавлены; ходьба босиком помогает сформировать свод стопы и укрепить лодыжки. И точно так же, как ладоням вашего ребенка не требуются перчатки в теплую погоду, ее ступням не нужна обувь в помещении и при прогулке по безопасной поверхности на улице, за исключением тех случаев, когда там холодно. Даже ходьба по неровной поверхности, например по песку, полезна для ее ступней, поскольку мышцы ног должны работать. Но, разумеется, везде босиком ваш ребенок ходить не может, и вам необходимо знать, чем руководствоваться при выборе детской обуви:

  • обувь должна быть мягкой, на гибкой подошве, чтобы не мешать естественным движениям стопы. Одни врачи рекомендуют тапочки, другие поддерживают традиционные пинетки для начинающих ходить: у них очень гибкая подошва, благодаря чему дети реже падают;
  • не покупайте высокую обувь, которая хотя и лучше сидит, чем низкая, но слишком плотно облегает ногу и мешает движениям лодыжки;
  • чтобы ступни дышали и имели возможность двигаться, детская обувь должна быть из натурального материала (кожа, плотная ткань, парусина). Не надевайте на ребенка слишком часто и надолго кроссовки с широкими резиновыми полосами по бокам или резиновые сапоги - ноги в них очень потеют;
  • обувь должна быть без каблуков и не скользить. Начинающий ходить ребенок и без того испытывает достаточные трудности, когда пытается поддерживать равновесие, чтобы еще и бороться со скользкими подошвами. Подошвы из резины или композитного материала, особенно с желобками, более надежны, чем кожаные. Если во всем остальном подходящая пара ботиночек имеет, на ваш взгляд, слишком скользкую подошву, то потрите ее наждачной бумагой или приклейте несколько полосок лейкопластыря;
  • задник обуви должен быть твердым и желательно вверху закруглен или обшит мягкой полоской, а задний шов не должен иметь неровностей, способных натереть пятку;
  • прежде чем покупать, измерьте предварительно ступни ребенка и проверьте новые ботинки (оба), когда ребенок обут и стоит, опираясь на полную ступню всем весом. Верхняя часть ботинок не должна быть широко открыта, когда ребенок спокойно стоит (хотя при ходьбе такое вполне допустимо), и его пятки не должны скользить при каждом шаге. Для того чтобы проверить ширину, попробуйте ущипнуть ботиночек в самой широкой части. Если вам удалось сжать между пальцами небольшой фрагмент, ширина подходит хорошо; если вы смогли ущипнуть большой кусок ботинка - он слишком широкий; если вам вообще не удалось этого сделать - он слишком узкий. Чтобы проверить длину, сожмите большим пальцем носок ботинка между концом подошвы и пальцами вашего ребенка. Если там остается примерно полтора сантиметра, то длина нормальная. Должно быть свободное место и возле задника ботинка. Следует почаще проверять, удобно ли ребенок себя чувствует, и, когда вы убедитесь, что большой палец касается носка ботинка (в положении ребенка стоя), значит, нужно купить ему новую пару обуви;
  • выбирайте обувь с широким круглым носком, чтобы пальцы могли двигаться свободно;
  • старайтесь не давать малышу обувь, которую носил старший ребенок - он придал обуви определенную форму, и она вряд ли подойдет кому-либо другому. Исключение можно сделать только для такой обуви (например, выходных нарядных туфелек), которая носилась совсем недолго и сохранила первоначальную форму;
  • носки, так же, как и обувь, должны позволять ногам дышать и должны быть сделаны из хлопка или орлона. Слишком тугие носки могут сдерживать рост ступней, слишком длинные способны сморщиваться и натирать мозоли.

ПРИВЫЧКА КУСАТЬСЯ
У нашего ребенка появилась привычка больно кусаться, и мы очень беспокоимся по этому поводу.

Кусание - поначалу просто игра, носящая экспериментальный характер, ведь дети не понимают, что этим они причиняют кому-то боль. Он уже много раз кусал кольцо для прорезывающихся зубов, погружал зубы во многие мягкие игрушки, грыз ограждение своей кроватки и не слышал в ответ ни единой жалобы. Но когда ребенок впервые сталкивается с человеческой реакцией, она часто бывает такой, что поощряет его продолжить свои действия, для того чтобы вызвать новую реакцию. Он нашел смешным выражение лица матери, когда укусил ее за плечо, испуганный вид и шутливое "Ой!" укушенного отца его развеселили, а слова бабушки: "Как мило, он меня укусил" - счел прямым одобрением. Как ни странно, даже сердитое "Ой!" или строгий выговор могут усилить привычку кусаться, поскольку ребенок находит забавной и такую реакцию или видит в ней вызов своему растущему чувству независимости. Если вы укусите его в ответ, то тем самым можете только ухудшить ситуацию: это не только жестоко, но, кроме того, подобный поступок с вашей стороны даст ребенку основание считать, что такое поведение вполне допустимо, поскольку его демонстрируют родители. Наилучший способ - это спокойно отстранить ребенка от укушенного места и строго сказать ему: "Нельзя кусаться". Затем быстро отвлечь его внимание каким-либо способом. Делайте это каждый раз, когда он вас укусит, и в конце концов он поймет, чего от него хотят.


УХОД ЗА ВОЛОСАМИ
У нашей дочери густые волосы, и за ними очень трудно ухаживать.

Для родителей многих безволосых девятимесячных детей ваша проблема может стать предметом зависти. Но уход за тонкими непослушными волосами (особенно если у вас визгливый и непоседливый ребенок) довольно сложен, поскольку многие дети не любят процедуру, связанную с мытьем головы и расчесыванием волос. Но если не прибегать к такому радикальному средству, как короткая стрижка (что может быть наилучшим выходом в создавшейся ситуации), вы можете избавить себя от лишних хлопот и в то же время добиться, чтобы волосы вашего ребенка были здоровыми и ухоженными, воспользовавшись следующими советами:

  • распутайте волосы, прежде чем начать их мыть, иначе они запутаются еще сильнее;
  • чтобы волосы легче расчесывались, пользуйтесь детским кондиционером для волос, комбинированным шампунем-кондиционером или аэрозольным ополаскивателем;
  • для расчесывания влажных волос пользуйтесь расческой с широко расставленными зубцами или щеткой, которая имеет щетинки с пластиковым покрытием на концах;
  • чтобы не причинить боль ребенку, распутывайте волосы, начиная с концов, придерживая их одной рукой возле корней;
  • если вы решили воспользоваться феном, ставьте его на низкий или холодный температурный режим, чтобы не повредить тонкие детские волосы и не обжечь чувствительную кожу;
  • не заплетайте в косички волосы у маленького ребенка и не стягивайте их в тугой конский хвост, поскольку подобные прически могут привести к появлению залысин на голове или истончению волос. Если вы делаете девочке конский хвост или хвостики, пользуйтесь специальными заколками или резинками в защитных чехлах вместо обычных аптекарских, которые могут вытягивать и обрывать волосы;
  • чтобы волосы лучше росли, подстригайте их каждые 2 месяца;
  • если ваш ребенок носит волосы на пробор, чаще меняйте его местоположение;
  • планируйте уход за волосами на такое время, когда ваш ребенок не чувствует себя усталым, голодным и не капризничает.

СТРАХИ РЕБЕНКА
Мой ребенок всегда любил наблюдать за тем, как я пользуюсь пылесосом; теперь он внезапно начал его бояться - и всех остальных предметов, производящих громкий шум.

Когда ваш ребенок был младше, он не пугался громких звуков, хотя они могли заставить его вздрогнуть, поскольку он еще не понимал, что они могут быть связаны с опасностью. Теперь он стал понимать, что окружающие предметы способны таить в себе опасность и причинять боль.

В повседневной жизни ребенка существует большое количество вещей, которые способны вызывать у него страх, например гудение пылесоса и миксера, лай собаки, завывание сирены, плеск воды в унитазе или бульканье в мойке, снятие рубашки через голову, опускание в ванну, движения заводной или электрической игрушки и т.д.

Наверное, все дети в какой-то степени испытывают подобные страхи, хотя у некоторых они проходят настолько быстро, что родители их даже не замечают. Дети, которые живут в активном окружении, особенно если у них есть старшие братья или сестры, могут начать испытывать такие страхи раньше. Вы можете помочь ребенку справиться с его страхами следующим образом:

  • постарайтесь оградить своего ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет;
  • если ребенок чего-то испугался, не смейтесь над ним, это только подорвет его самоуважение, а вместе с ним и способность справляться со своими страхами, постарайтесь ггод-держать и успокоить его;
  • чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, познакомьте его с пугающими предметами, объясните, что они собой представляют и как работают, дайте ему их потрогать чтобы у него появилось чувство некоторого контроля над ними.
следующая глава

 

Hosted by uCoz