на предыдущую страницу   1   2   на следующую страницу
На главную страницу
оглавление
ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО
 
Ее дом
Ее образ
Ее ребенок
Ее мужчина
Ее любимец
Ее литература


Тесты

НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
Моя маленькая дочь не знает, чего ей хочется. Сначала она преследует меня по всему дому и цепляется за мои ноги, когда я пытаюсь заняться своими делами. В следующую минуту она оставляет меня, когда я присаживаюсь для того, чтобы ее обнять.

Ваша дочь - нормальный годовалый ребенок. Как и дети, отказывающиеся есть самостоятельно, она разрывается между стремлением к независимости и страхом того, что за эту независимость придется слишком многим заплатить. Когда вы заняты чем-то еще, особенно если вы передвигаетесь по дому быстрее, чем она, у вашей дочки появляется страх, что она теряет свое влияние и вместе с ним любовь, поддержку, покой и безопасность, которые вы в ее глазах олицетворяете, и старается от вас не отходить. С другой стороны, как только вы становитесь более доступной, она получает возможность поиграть в недотрогу и испытать собственную независимость, находясь в безопасной близости от вас.

Когда ваша дочь больше привыкнет к осознанию независимости и к тому, что вы всегда будете ее мамой, она перестанет так себя вести. Но эта черта ее характера будет периодически заявлять о себе в течение многих лет, вероятно, даже когда она сама станет матерью. (Разве вы сами не испытываете желания снова стать маленькой девочкой, хотя бы на мгновение, и в то же время болезненно реагируете на малейшую попытку вашей матери вмешаться в вашу жизнь?)

Ну а пока помогите ей успокоиться и чувствовать себя более надежно. Если вы чем-то заняты на кухне, а она находится в гостиной, разговаривайте с ней, навещайте ее или пригласите ее вам помочь. Поддерживайте и поощряйте своего ребенка, когда он делает первые шаги навстречу независимости, но будьте терпеливы и отнеситесь с пониманием, если он споткнется и бросится искать у вас утешения.


НЕЖЕЛАНИЕ ОТПУСКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Мы и раньше оставляли своего ребенка с сиделкой. Но теперь он поднимает страшный скандал, если видит, что мы собираемся уйти. Мы чувствуем себя очень виноватыми.

Именно такое чувство он и хочет вызвать. И хотя вам следует с пониманием относиться к его отчаянным попыткам манипулировать вами, вы не должны ему позволять в этом преуспеть. Усиление боязни разлуки - нормальное явление на данной стадии развития ребенка, и оно редко является результатом того, что родители в чем-то поступили с ним не так. Такое поведение частично объясняется тем, что у вашего ребенка теперь значительно улучшилась память и логическое мышление. Он вспоминает, что происходит после того, как вы надеваете пальто, берете сумочку и уходите без него, и уже способен предчувствовать разлуку, которая продлится бесконечно долго после того, как вы закроете за собой дверь. И если вы раньше не оставляли его достаточно часто с сиделкой, то он может испытывать сомнения относительно того, вернетесь ли вы вообще.

Но хотя ребенок может с успехом вызвать у родителей чувство вины, которое будет их сопровождать весь вечер, его истерика обычно стихает, как только за ними закрывается дверь и он понимает, что его дальнейшие усилия будут тщетными.

Чтобы ребенок не расстраивался слишком сильно и привыкал обходиться без вас, а вы не чувствовали себя виноватыми, прежде чем уйти:

  • убедитесь в том, что оставляете ребенка с сиделкой, которая не только надежна, но и терпелива, отзывчива независимо от поведения ребенка;
  • позаботьтесь о том, чтобы сиделка пришла по крайней мере за 15 минут до вашего ухода, чтобы они вдвоем могли чем-нибудь заняться еще при вас. Не беспокойтесь из-за того, что ваш ребенок отказывается заниматься чем-либо с сиделкой, пока вы еще дома; как только вы уйдете, он, несомненно, более благосклонно отнесется к тому, кто с ним остался;
  • заранее предупредите ребенка о своем уходе. Если вы один раз попытаетесь избежать сцены, незаметно выскользнув за дверь, пока ребенок вас не видит, то он может начать испытывать страх из-за того, что вы способны в любой момент его покинуть, не предупредив, и очень расстроится;
  • сделайте из своего ухода приятный для ребенка ритуал с объятиями и поцелуями, но не затягивайте прощание и не делайте его слишком сентиментальным. Попросите сиделку поднести ребенка к окну, чтобы вы могли помахать ему с улицы;
  • если ребенок плачет, попытайтесь его утешить и объяснить, что вы понимаете его чувства и тоже будете без него скучать;
  • убедите его в том, что скоро вернетесь. Используйте какую-нибудь легкую прощальную фразу, которую он вскоре начнет ассоциировать с вашим уходом.

Если ваш ребенок плачет в течение всего времени, пока вы отсутствуете, подумайте о том, что, возможно, вы пользуетесь услугами не той сиделки, не уделяете ребенку достаточно внимания, когда находитесь рядом с ним, или вам нужно чуть больше помогать ему свыкнуться с мыслью о вашем уходе. Попробуйте для начала оставить ребенка с человеком, которого он хорошо знает, и в первый раз покиньте дом на 15 минут. Как только он поймет, что вы всегда возвращаетесь, он сможет спокойно переносить эти короткие разлуки и уже будет готов для более долгих.


НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Наша дочь произносит лишь несколько слов, но она придумала язык жестов. Может ли быть что-то не в порядке с ее слухом?

Вряд ли у вашей девочки плохой слух, но зато с уверенностью можно сказать, что с выдумкой у нее все в порядке. Если ребенок понимает все, что ему говорят, и даже пытается имитировать звуки, пусть пока безуспешно, то с его слухом почти наверняка все в порядке. То, что она использует язык жестов или другие невербальные способы выражения своих потребностей и мыслей (такие, как мычание), это лишь придуманный ею способ справиться с разрывом между пониманием и активной речью. Некоторые дети испытывают больше трудностей с формированием слов; у многих эти трудности продолжаются даже в дошкольные годы, а порой в период начального обучения. Они могут заменять отдельные буквы в словах, в то время как их сверстники говорят правильно.

Чтобы компенсировать неспособность общаться вербально, многие дети изобретают собственные формы языка, например, как ваша дочь, добиваются успеха в разговоре руками. Поскольку для этого требуются большая изобретательность и сильное желание общаться, оба качества заслуживают поощрения, и вы должны прилагать все усилия для того, чтобы понять особый язык своей дочери и отвечать ей. Но не забывайте, что ваша главная цель заключается в том, чтобы обучить ее настоящей речи. Когда она изображает мелодию колыбельной, скажите ей: "Ты хочешь спать?", когда она показывает на молоко, отвечайте: "Ты хочешь стакан молока? Хорошо, сейчас я тебе дам", а если она показывает на свои уши, когда видит кролика в книжке с картинками, ответьте: "Очень хорошо. Это кролик. У кролика длинные уши". Но если она не реагирует, когда вы окликаете ее со спины или зовете из другой комнаты, и не понимает простые команды, попросите доктора проверить ее слух.


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОЛАМИ
Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы наш сын вырос человеком, с уважением относился к лицам противоположного пола. Но, несмотря на все наши усилия, мы не можем заставить нашего одиннадцатимесячного малыша играть в куклы - он предпочитает бросать их о стену.

Вы сделали то же открытие, которое делают многие родители, решившие воспитывать своего ребенка, не придерживаясь стереотипов половой принадлежности. Равенство послов - это идеал, чье время еще должно прийти, но чувство половой принадлежности - это идея, чье время никогда не закончится. В настоящее время ученые считают, что различие между полами определяется в матке, когда начинают вырабатываться половые гормоны, такие, как тестостерон и эстрадиол. Зародыши мужского пола получают больше первого, а зародыши женского пола - второго. Это, по всей видимости, оказывает какое-то влияние на различия в развитии мозга, разницу в физической силе и подходе к жизни.

Хотя необходимо провести еще множество исследований, чтобы подробнее описать эти различия, мы вполне можем заметить некоторые различия с самого рождения. Девочки еще в роддоме дольше фокусируют взгляд на лицах, сильнее реагируют на прикосновение, боль и шум; мальчики больше реагируют на визуальную стимуляцию. Девочки - более чувствительны, но их легче утешить и успокоить; мальчики склонны больше плакать и более раздражительны. Эти различия, разумеется, применимы только к группам мальчиков и девочек, и они не являются обязательными для отдельных детей; некоторые девочки могут быть в большей степени наделены "мужскими" свойствами, чем некоторые мальчики, и наоборот.

Также очень рано становится заметно, что мальчики имеют большую мышечную массу, большие по размерам легкие и сердце и менее чувствительны к боли, в то время как у девочек на теле больше жировых отложений, их таз имеет другую форму, и они другим способом перерабатывают кислород в мышечной ткани, что позднее делает их менее выносливыми, чем мальчиков. Однако маленькие девочки не являются "слабым полом" - с самого начала они более жизнеспособны.

С возрастом становится ясно, что большинство мальчиков физически более активны, чем девочки. Девочки проявляют больший интерес к людям, мальчики - к вещам, наверное, поэтому девочки любят играть в куклы и наряжаться, в то время как мальчики предпочитают грузовики и пожарные машины. Девочки раньше начинают говорить, поскольку, по всей видимости, оба полушария их мозга развиты одинаково и гармонично функционируют. С другой стороны, мальчики лучше решают задачи, требующие пространственного восприятия и понимания принципов механики, вероятно, потому, что их правое полушарие развито лучше, чем левое. Однако интересно, что мальчики такие же добрые, как и девочки, даже в младенчестве, а девочки не более пугливы, чем мальчики, хотя они могут с большей готовностью проявлять свой страх - вероятно, это приобретенное свойство.

К тому времени, когда дети начинают играть друг с другом (в этом возрасте они пока заняты параллельными играми), становится заметно, что мальчики, как правило, более агрессивны и физически, и вербально, в то время как девочки более послушны. Мальчики любят играть большими группами, а девочки - разбившись на пары. В школе девочки продолжают превосходить мальчиков в языковой области (в грамматике, чтении, словарном запасе, написании сочинений), а мальчики - в навыках, требующих пространственного мышления (решение кроссвордов и геометрических головоломок, чтение карт), а к 10 годам и в математике (хотя не ясно, является эта склонность врожденной или приобретенной). Девочки обычно быстрее взрослеют, хотя и здесь бывают исключения.

Физиологические и эмоциональные различия мальчиков и девочек становятся все более заметны по мере взросления. Но их жизненная позиция во многом будет определяться позицией родителей и того примера, который они им показывают. Вы можете вырастить ребенка, которому будет чужда любая дискриминация по половому признаку, который с уважением относится как к мужчинам, так и к женщинам, который выбирает свою будущую роль в жизни не на основе стереотипов (любого сорта), а на основе своих собственных сил и желаний. Чтобы достичь этой цели, воспользуйтесь некоторыми нашими советами.

  • Помните о том, что врожденные различия между мужчинами и женщинами никоим образом не означают, что один из полов в чем-то лучше или хуже, сильнее или слабее. Различия обогащают, кичливость выставляет человека в смешном виде. Передайте эту позицию своему ребенку.
  • Относитесь к своему ребенку как к личности. В то время как в общей массе мужчины обладают большим количеством мускулов и более агрессивны, есть и такие женщины, которые имеют сильные мускулы и агрессивнее некоторых мужчин. Если у вас есть дочь, которая демонстрирует больше "мужских" качеств, или сын, наделенный многими "женскими" чертами, не дразните и не унижайте их. Принимайте, любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть (мальчики, которые с раннего детства демонстрируют женские черты характера, например, играют в куклы и избегают жестких 'спортивных игр, с большей вероятностью станут позднее гомосексуалистами, если их родители (особенно отцы) пытаются их заставить "быть мужчиной" постоянными насмешками, давлением, лишением любви или физическими наказаниями. Такие мальчики чувствуют себя оторванными от отцов и вследствие этого могут испытывать сильную потребность в мужской любви и понимании во взрослые годы. Если ребенок кажется несчастным из-за своей половой принадлежности и не любит играть со сверстниками одного с ним пола, то профессиональная консультация в такой ситуации может оказать неплохую помощь).
  • Изменяйте экстремальное поведение. Принятие ребенка таким, каков он есть, вовсе не означает, что вы не должны, руководствуясь здравым смыслом, порой вносить некоторые коррективы. Если ваш ребенок слишком агрессивен, вы должны научить его, как смирять агрессию; если он, напротив, слишком пассивен, вам следует привить ему побольше решительности.
  • Выбирайте такие игрушки для ребенка, от которых он мог бы получать наибольшую пользу. Если ребенок использует игрушку не так, как вы ожидали (мальчики и девочки могут играть в одни и те же игрушки по-разному, и даже в пределах одного пола манеры обращения с игрушкой могут различаться), примите это.
  • Не проявляйте дискриминацию по половым признакам. Не стоит говорить своему сыну, что он большой мальчик и не должен плакать, а затем утешать его сестру, если она зальется слезами. Не ограничивайтесь в комплиментах своей дочери фразой вроде: "Какая ты хорошенькая", а сыну "Ах, какой ты сильный" или "Какой ты большой мальчик". Говорите им это всякий раз, когда возникнет подходящая ситуация. Но также похвалите мальчика за то, что он ласков с сестрой, и девочку за то, что она ловко бросает мяч. Делайте это не для того, чтобы попытаться поменять у ребенка роль, определенную его полом, а потому, что личность ребенка состоит из множества граней и каждая из них требует внимания.
  • Постарайтесь избегать туманных рассуждений о различных навыках и обязанностях. Если, например, вы создадите у своих детей впечатление, что уход за детьми - это работа, которая требует меньшего уважения, то ни мальчик, ни девочка не будут относиться к ней с уважением, когда станут взрослыми. Если вы дадите им понять, что работа в офисе - это более стоящее занятие, чем роль домохозяйки, они также не будут ценить последний выбор.
  • Разделяйте работу по дому в соответствии со способностями, интересами, наличием свободного времени, а не со сформировавшимся стереотипом. Если один из родителей имеет работу, отнимающую меньше времени, или вообще не работает, то он должен больше времени проводить с детьми, а другой - играть с ними всякий раз, когда у него появится - такая возможность. Работа, которую никто не хочет делать, должна выполняться по очереди или поручаться тому, кто оказался свободен. ("Дорогой, ты не выбросишь мусор?") Но эта система не будет действовать, если ваши поручения не будут выполняться.
  • Подавайте пример. Решите, какие качества, как мужские, так и женские, вы и ваш муж цените больше всего и хотите культивировать в себе и в своих детях. Давая мальчику куклы для игр, вы с меньшей эффективностью научите его нянчиться с детьми, чем если бы папа сам показывал такой пример. Бейсбольная бита и мяч с меньшим успехом научат маленькую девочку развивать свои физические способности, чем мать, которая ежедневно совершает пробежки. В маленьких детях развивается чувство половой принадлежности частично через игры с представителями своего пола, частично - посредством идентификации себя с родителем одного с ним пола; поэтому относитесь внимательнее к своим поступкам и высказываниям.

ПЕРЕВОД В БОЛЬШУЮ ПОСТЕЛЬ
Мы ожидаем появления второго ребенка через 6 месяцев. Когда и как я могу перевести нашего сына из детской кроватки в постель?

Готов или нет ваш ребенок к большой постели, зависит от его возраста и размера. Вот всеми признанное правило: если рост ребенка около 90 см или он может самостоятельно выбраться из кроватки, значит, он готов для постели. Некоторые особенно подвижные дети способны выбираться из кроватки до того, как они достигнут этого роста; другие, менее смелые, могут даже не делать таких попыток.

Если вы чувствуете, что ваш старший ребенок еще не готов для постели и этого может не произойти даже к моменту появления новорожденного, купите ему новую кроватку, которая раскладывается в детскую кровать. Таким образом вы сможете перевести его в новую кроватку сейчас, чтобы он не чувствовал, что новорожденный занял его место. Будьте готовы к тому, что он может среди ночи встать с кровати, поэтому поддерживайте ночью его комнату в такой же безопасности, как и днем. Держите закрытыми окна в его спальне и уберите электрические обогреватели за пределы досягаемости ребенка. Если ребенок спит беспокойно и может упасть с кровати, то страховочное ограждение будет разумной мерой предосторожности.

Если ваш старший ребенок способен это понять, попробуйте объяснить ему, что вы собираетесь купить ему новую постель. Из стратегических соображений добавьте такую фразу: "Малыш не сможет в ней спать, потому что это кровать для большого мальчика". Позвольте ему принять участие в выборе кровати, но если вы планируете перевести его в кровать, которая уже есть, дайте ему выбрать постельное белье и одеяло. Превратите в праздничное событие переселение в новую кровать, положив туда новую игрушку или куклу, и внесите несколько "взрослых" штрихов в украшение его комнаты. Затем уберите детскую кроватку на несколько месяцев и не устанавливайте ее снова до того момента, когда до появления новорожденного останется не более двух недель. Тогда старший ребенок не будет чувствовать так остро, что его место занято. Новорожденный может несколько недель спать в колыбели или коляске, предоставив старшему ребенку больше времени, для того чтобы привыкнуть к перемене. Когда наступит момент переложить новорожденного в кроватку, объясните старшему ребенку, что теперь в ней будет спать его братик или сестричка ("Помнишь, как ты был совсем маленьким и тоже спал в этой кроватке?"). Не спрашивайте у него разрешения, поскольку, если он ответит "нет", вы окажетесь в трудной ситуации. Попросите его помочь вам прикрепить игрушки к кроватке для новорожденного и выбрать несколько картинок или других украшений для комнаты или угла младшего ребенка.


ПРИВЯЗАННОСТЬ К ТЕЛЕВИЗОРУ
Я чувствую себя очень виноватой, когда включаю для моей малышки "Улицу Сезам", чтобы самой иметь возможность приготовить ужин. Ей нравится эта передача, но я начинаю беспокоиться из-за того, что у нее выработается привычка смотреть телевизор.

Ваши опасения небеспочвенны. Согласно исследованиям, дети в возрасте от 2 до 12 лет в среднем проводят у телевизора 25 часов в неделю. Если ваша дочь станет одним из них, то к тому моменту, когда она пойдет в школу, общее время, проведенное у экрана, достигнет 15 тысяч часов - почти на 4 тысячи часов больше, чем она проведет в школе. И если не будет проводиться строгий отбор программ, которые смотрит ребенок, то, по данным исследований, она станет свидетельницей 18 тысяч убийств, бесчисленного числа других преступлений, от ограблений и изнасилований до драк и взрывов и большого количества эротических сцен. Она также станет невинной жертвой коммерческих реклам, пытающихся ей навязать (а через нее и вам) продукты сомнительной ценности.

Чрезмерная увлеченность телевизором у детей имеет и другие недостатки. Она приводит к обездвиженности и плохой успеваемости в школе. И поскольку телевизор может отрицательно повлиять на общение среди членов семьи, он также мешает семейной жизни. Возможно, хуже всего то, что он передает искаженную и неточную картину мира и мешает ребенку выработать собственную систему ценностей, прививая ему нормы поведения и взгляды, которые неприемлемы в реальном мире.

Проблема с телевизором усугубляется для родителей еще и тем обстоятельством, что на американском телевидении почти полностью отсутствуют хорошие программы для детей (мультфильмы, обычно наполненные насилием, и набившие оскомину комедии являются стандартом на всех каналах). Программы общественного телевидения часто бывают приятным исключением, поскольку ставят цель научить ребенка быть добрым, понимать и любить других людей, расовой терпимости. Но даже такие программы обычно не рекомендуют смотреть детям младше 10 месяцев, поскольку для них телевизионный экран - это всего лишь гипнотический калейдоскоп из цвета и красок, и ребенок не способен понять, что там происходит.

Когда ваш ребенок будет готов к тому, чтобы начать смотреть телевизор (например, начнет подпрыгивать, когда на телевизионной заставке появится музыкальная тема "Улицы Сезам"), ограничьте просмотр одной передачей, имеющей воспитательную ценность. Даже когда он станет старше, си-. дение у телевизора следует ограничивать. Однако такие ограничения порой бывает трудно поддерживать, если кто-то из членов семьи смотрит телевизор весь день напролет. Отрезок времени, на протяжении которого ребенок способен сохранять внимание, весьма непродолжителен, так что он может посмотреть лишь короткий фрагмент передачи, после чего потеряет интерес к ней или будет смотреть ее урывками. Но если телевизор включен все время, ребенок может подумать, что так и должно быть, и будет чувствовать, что ему чего-то не хватает, если экран телевизора черный. Постарайтесь не включать телевизор во время еды, особенно когда ужинаете за общим столом, иначе вместо семейного общения большая часть времени будет потрачена на монотонный гипнотический эффект электронной трубки.

Не стремитесь использовать телевизор как удобную детскую сиделку. Вместо этого смотрите телевизор вместе с ребенком, показывая на знакомые ему предметы, животных, людей и объясняя, что происходит на экране. Когда ваш ребенок станет старше, увеличьте время, отведенное на обсуждение-объяснение. Если ребенок сел смотреть телевизор, а вам нужно заниматься чем-то другим, попробуйте делать свои дела где-нибудь поблизости, чтобы время от времени вставлять комментарии.

Вместо того чтобы полагаться на телевизор как на единственное средство аудиовизуального развлечения ребенка, включайте магнитофонные записи для развития его воображения и обеспечения возможности занятий каким-то делом в музыкальном сопровождении. И запаситесь качественными записями на видеокассетах (диснеевская классика весьма популярна у малышей на втором году жизни и позднее), которые предоставят вам больше возможностей контролировать вкусы ребенка, и в отличие от телепрограмм не загружены рекламой.


ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ
Моя дочь проводит на ногах целый день - ползает, ходит, лазает и т.д. Я боюсь, что это гиперактивность.

Наблюдая за тем, с какой активностью двигается малыш, недавно начавший ходить, легко понять, почему матери так обеспокоены из-за того, что у их годовалых детей может быть гиперактивность. И все же у подавляющего большинства родителей нет никаких причин для беспокойства. То, что человеку, не имеющему опыта общения с годовалыми малышами, может показаться ненормально высоким уровнем активности, обычно является нормой. Нет ничего удивительного в том, что ребенок использует каждый шанс, чтобы бегать, ходить, лазать или ползать.

Гиперактивность, которая официально называется "дефицит внимания с повышенной активностью (АDD)" и в 10 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, характеризуется избыточной, неуместной и непродуктивной активностью с очень короткими отрезками концентрации внимания и импульсивностью. Как известно многим родителям, эти качества встречаются почти у всех маленьких детей, но проблема возникает только в том случае, если они доходят до такой точки, что начинают мешать нормальному функционированию.

Если ваш ребенок продолжит демонстрировать повышенную активность и периоды концентрации внимания не станут более продолжительными, поговорите с доктором; существует несколько способов контролировать гиперактивность, которые могут помочь. Поскольку АDD иногда связана с олигофрени-ей, повреждениями мозга, потерей слуха или психическими отклонениями, необходимо поставить точный диагноз, прежде чем переходить к лечению.

Тем временем убедитесь в том, что ваш ребенок достаточно отдыхает - переутомленный ребенок склонен к тому, чтобы еще больше наращивать скорость. Вовлекайте его в тихие занятия (такие, как чтение книг, складывание мозаики и сортировка фигур), но помните о том, что в таком возрасте ребенок способен концентрировать внимание лишь на короткое время, поэтому такие игры требуют участия взрослого. Если ребенок начинает выходить из-под контроля, попробуйте использовать теплую ванну, чтобы его успокоить. Также убедитесь в том, что он нормально питается и не ест много сахара, - точных доказательств нет, но не исключено, что некоторые дети могут реагировать на сахар и, возможно, другие продукты, пищевые красители и добавки повышенной активностью.


НЕГАТИВИЗМ
С тех пор, как мой ребенок научился качать головой и говорить "нет", он отвечает отрицательно на все предложения, даже когда ему предлагают то, что он хочет.

Поздравляем - ваш младенец становится маленьким ребенком. И вместе с этим переходом появляется манера поведения, с которой в последующие несколько лет вы столкнетесь не раз и даже в более интенсивной форме: негативизм.

Как бы ни переживали родители, негативизм является нормальной и здоровой частью развития маленького ребенка. В первый раз он способен быть самостоятельной личностью, проявить некоторую силу, проверить ее границы и сделать вызов родительскому авторитету, и, что наиболее важно, он способен выражать свое мнение ясно и отчетливо. Этим мнением, оказывающим наибольшее воздействие на окружающих, является слово "нет".

К счастью, на данной стадии негативизма "нет" вашего ребенка на самом деле не такое твердое, как это кажется, и он часто даже не имеет в виду то, что за ним стоит, - когда он говорит "нет" банану, который только что просил, или отрицательно трясет головой, когда вы предлагаете ему покачаться на качелях, хотя явно он этого хочет. Так же, как и подтягивание в стоячее положение или первые шаги, умение говорить "нет" и качать головой - это навыки, и ему нужно их практиковать, даже если такое поведение неуместно.

Проявлений негативизма порой можно избежать при помощи хитрых манипуляций с вашей стороны: если вы не хотите услышать "нет", не задавайте вопрос, на который можно получить такой ответ. Вместо того чтобы спросить напрямую: "Ты хочешь яблоко?" попробуйте: "Ты хочешь яблоко или банан?", вместо: "Ты хочешь прокатиться с горки?" спросите: "Ты хочешь прокатиться с горки или покачаться на качелях?" Однако имейте в виду, что некоторые дети даже на вопрос, содержащий выбор, отвечают "нет".

Порою годовалый малыш ведет себя как упрощенная версия "ужасного" двухлетнего ребенка. Такое поведение вызывает смех, но если над ним смеяться (над энергичными "нет" и покачиваниями головой), то это только продлит капризный тон и поощрит его частое повторение. Лучше не заметить тирады годовалого малыша, тогда он прекращает борьбу и начинает спокойно заниматься с какой-нибудь игрушкой.

Слово "нет", вероятно, еще часто будет звучать в вашем доме на протяжении следующего года, и его интенсивность сначала даже усилится, а потом пойдет на убыль. Лучший способ пережить этот период - поменьше обращать внимание на негативную реакцию ребенка; чем больше шума вы поднимаете вокруг "нет" своего ребенка, тем чаще вы будете его слышать. Не сердитесь, сохраняйте чувство юмора, и это поможет вам спокойно пережить период негативизма.

 
на предыдущую страницу   1   2   на следующую страницу

следующая глава

 

Hosted by uCoz