На главную страницу
оглавление
ПОЧЕМУ УБЕГАЮТ МУЖЧИНЫ

КАКОЙ МУЖЧИНА НУЖЕН ЖЕНЩИНЕ: СИЛЬНЫЙ ИЛИ СЛАБЫЙ?
 
Ее дом
Ее образ
Ее ребенок
Ее мужчина
Ее любимец
Ее литература


Тесты
Профессор психологии разбирает со своей
студенткой результаты тестирования:
-Так...Как много женских черт характера!
Первое, что можно сказать об этом молодом
человеке, - это то, что он гомосексуалист.
- Нет, профессор, вы ошибаетесь.
- Милая, кто из нас специалист? Мне лучше знать...
- Нет, профессор, мне. Этот молодой человек -
мой любовник.

Студенческая байка с факультета психологии

Но как вообще распределяются мужские и женские черты в человеке?

Все, наверное, согласятся со мной, что в каждом из нас есть и нечто мужское, и нечто женское. При этом традиционно считается, что женские черты - это мягкость, тонкая чувствительность, обостренная интуиция, пассивность, малая агрессивность, склонность к художественному творчеству, некая театральность поведения. Самая женственная женщина - это существо чрезвычайно слабое и чувствительное, не способное противостоять враждебному окружающему миру, она беспомощно хлопает длинными ресницами и вызывает у мужчин желание носить ее на руках, защищать и оберегать. Это, конечно, крайний случай. Таким сверхженщинам действительно бывает трудно в нашем мире, но чаще всего подобное поведение - не более чем игра.

Мужественный мужчина, наоборот, должен обладать набором мужских качеств, радикально отличающих его от женщины: это прежде всего сила, энергия, агрессивность, решительность, умение переживать неприятности, не показывая вида и не распуская нюни. Это защитник, исследователь новых территорий, добытчик. Если в женщине достаточно выражено консервативное начало (основная, возложенная на нее природой функция - вынашивание и воспитание потомства), то в мужчине присутствует дух авантюризма. Такой сверхмужественный мужчина - герой боевиков и вестернов, шериф, один сражающийся с целой бандой злоумышленников; секретный агент, который действует без прикрытия, вынужден мгновенно принимать решения и получает в качестве награды очаровательную блондинку; впрочем, женщину в конце концов убивают, потому что по законам жанра супермен не нуждается ни в чьей поддержке и не может быть женат. В следующей серии у него появляется другая женщина.

Это мужской идеал; чтобы приблизиться к нему и хотя бы внешне походить на своих любимых героев, юноши до отупения и опупения накачивают себе мышцы. В женском же представлении супермен выглядит несколько иначе. Какой герой преобладает в "дамском" любовном романе? Это высокий, красивый и богатый молодой человек, который вкладывает энергию и агрессивность в дело и преуспевает в своей профессии, уверенно ведет себя в обществе, но несколько замкнут и держит дистанцию; на первый взгляд, он не способен на глубокое чувство, но это не так: когда-то женщина нанесла ему болезненную душевную травму, но его душа пробуждается к истинной любви, которую вызывает в нем героиня.

Есть, правда, и другой тип героя, тонко чувствующего, - это интеллектуал в очках или художник с необыкновенно тонкими, длинными и изящными пальцами, но такие, более женственные герои встречаются в подобного рода книгах гораздо реже.

Как видим, идеал мужчины в массовом сознании у женщин и у мужчин разный. Большинство реальных мужчин никак не дотягивают ни до того, ни до другого, да и стоит ли стремиться к химере?

У среднестатистической нормальной женщины обязательно есть мужские черты, а у среднестатисческого мужчины - женские. Вся китайская философия основана на взаимопроникновении и взаимодополнении мужского и женского начала инь и ян; тантрические учения предполагают гармоничное соединение мужского и женского естества.

Так что вполне можно говорить о выраженности в данном конкретном индивиде мужских и женских черт характера. Совершенно естественно, что женщины обычно женственнее, у них больше чистой женских свойств, а мужчины - мужественнее. Насколько наличие в характере человека черт против воположного пола выгодно и полезно для него?

Женщины более гибки, чем мужчины, они ow крыты миру, ярче выражают свои эмоции. Считав ется еще, что они более романтичны, чем представ вители сильного пола, но с этим я готова поспорить. На самом деле женщины много говорят о чувствах, но при этом крепко стоят на земле, обеими ногами, и практичность у них прекрасно сочетается с разговорами о высоких материях. Это связано с тем, что после возраста пубертата, когда каждый подросток уходит в себя и отгораживается от всего окружающего, чтобы переоценить смысл бытия и определить свое отношение к самому себе и миру, женщины полнее возвращаются в реальность, чем мужчины, которые остаются во многом идеалистами.

Практически все психологи согласны друг с другом в том, что присутствие в характере человека ряда свойств противоположного пола придает ему ббльшую стойкость, гибкость, расширяет его кругозор, - словом, это выгодно и для самого индивида, и для общества. Мужчина, у которого есть ряд женственных черт, обычно более внимателен, лучше воспринимает чувства окружающих, более тонок и артистичен. Но что будет, если женственные черты характера у мужчины выражены более ярко?

Давайте посмотрим, как ведет себя такой мужчина в личной жизни. Как раз недавно ко мне приходила одна молодая женщина, Вера, и рассказала мне историю своего неудачного замужества. Это как раз тот второй пример, о котором я обещала рассказать чуть выше.

Вера никогда не жаловалась на отсутствие поклонников - возможно, потому, что в ее внешнем облике есть то, что делает ее похожей на дам с картин Боровиковского или Рокотова. Мужчины, во всяком случае, воспринимали ее именно так, хотя она современная, энергичная, самостоятельная женщина. Просто Вера прекрасно понимает, что ей идет и что - нет, и не подстраивается под последние веяния моды.

Витя ухаживал за ней не так, как другие. Он дарил ей цветы, посвящал стихи; наконец, когда он признался ей в любви и она в ответ заявила, что пока не собирается выходить замуж, - он разрыдался. Он плакал так горько, что она его пожалела. Не сразу, но согласилась стать его женой. Когда они вступили в брак, им было по двадцать лет.

Он так красиво говорил о любви! Но в семейной жизни все оказалось далеко не так красиво. Началось с того, что он оказался к ней совершенно неприспособленным. Оказывается, все в его семье решала мать. У него была старшая сестра, которая давно покинула родительский кров и жила с мужем где-то в другом городе, и пожилой, больной и забитый отец, который не имел в семье права голоса. Вера с мужем жили после свадьбы рядом с его родителями, в соседнем доме, но ей казалось, что Витина мама поселилась у них в спальне. Она чуть ли не определяла, когда молодые должны спать друг с другом, и буквально выдергивала Витю из супружеской постели по вечерам - под предлогом, что ей нехорошо, или надо поправить кран у нее на кухне, или выдумывала еще что-нибудь в этом роде. Все вопросы их семейного бюджета решала тоже она, несмотря на то что сын ее был студентом, а основную лепту в материальное благосостояние семьи вносила Вера, которая училась и работала. Нельзя сказать, чтобы родители мужа им не помогали: они нередко делали Вите подарки, обували его и одевали - как же, их сыночек привык ко всему самому лучшему! Свекровь вмешивалась и в другие вопросы: она давала Вере советы, что ей готовить на обед и как гладить рубашки. Через некоторое время Вере это надоело, и она уговорила Витю переехать в ближайшее Подмосковье, где у ее родителей был большой собственный дом. И тут он совсем растерялся. Без руководящих указаний мамочки он был сам не свой. Дело осложнилось тем, что Вера забеременела, и беременность оказалась очень тяжелой. Витя стал попивать. Через несколько месяцев Вера попала в больницу, Витя приходил к ней совершенно растерянный: он не знал, что делать. К ответственности за семью он оказался не готов. В конце концов Вера потеряла ребенка, и врачи опасались за ее жизнь. В этот тяжелый период Витя пропал. Когда ее выписали из больницы, родители осторожно сообщили ей, что Витя собрал свои вещи и уехал. Она видела его с тех пор только один раз: он сообщил ей, что не может жить с больной женой, у которой к тому же, по словам его мамы, никогда не будет детей. Он не хочет ее обидеть, но... Так кончилось Верино замужество.

Витя был открыт в своих чувствах и охотно ими делился. В критический момент он не смог стать жене ни опорой, ни защитой; он действительно переживал, но кому были нужны эти его переживания!

То есть он был достаточно тонким, чтобы романтически влюбиться в женщину, но его чувство не выдержало первых же жизненных трудностей. Я считаю, что Вере повезло - она еще молода, и весь ее несчастный брак продолжался всего лишь полтора года; она придет в себя и справится с душевной травмой. Другим везет меньше. Я знаю одну несчастную женщину, которая живет в подобном браке пятнадцать лет, и у нее двое детей. Она содержит семью, занимается всей домашней работой, потому что у мужа "слабое здоровье"; при этом она действительно считает себя виноватой и в том, что муж выпивает, и в том, что у него нелады на работе, - ее убедила в этом свекровь.

В чем же дело? Почему браки с такими мужчинами часто оказываются несчастными? Оттого, что они чересчур женственны? Отчасти - да, но сюда примешивается еще психический инфантилизм. Верин муж, например, по своему личностному складу явно задержался в нежном возрасте, эдак четырнадцатилетнем. Да, его эмоции открыты миру, как у женщины, но это - незрелые эмоции, эмоции не мужа, но маленького мальчика.

Честно говоря, я предпочитаю в мужчине пусть скупо выраженные, но более зрелые эмоции. Пусть, например, он улыбается редко, но зато вот так: "Губы его изогнулись и раскрылись, обнажая ровные белые зубы; глаза заискрились и приобрели каштановый оттенок. Даже слишком выступающий нос, казалось, приобрел нормальные пропорции... Что за невероятное превращение! Какой контраст - обычно у него такое выражение лица, как у ацтеке кого идола."

Йонен утверждает, что в последнее время люди либеральнее стали относиться к мужским слезам на публике. Так ли это? Никто не упрекнет старика-ветерана, если у него в День Победы глаза увлажнятся. Во всеобщей эйфории после провала путча в августе 1991 у многих тоже были слезы на глазах после пережитых потрясений (об одном эпизоде из этого времени почти всенародного ликования упоминает Йонен в своей книге). Совершенно естественным казалось и то, что у нашего бывшего премьер-министра Николая Рыжкова подозрительно блестели глаза в Спитаке после землетрясения, посреди человеческого горя и отчаяния. Но вот тот же красавец премьер-министр на парламентской трибуне, вне себя от нападок и обиды, и... и голос у него дрожит, на глазах слезы! Недаром с тех пор к нему приклеилась кличка "плачущий большевик", и сколько бы его ни избирали в Думу, по большому счету его политическая карьера была окончена. Люди и на подсознательном, и на сознательном уровне никогда не захотят, чтобы ими управлял такой слабонервный человек. Тот, кто стоит во главе страны, не должен показывать свое волнение, он не может позволить себе ни невротического причмокивания в трудных ситуациях, ни излишней горячности, граничащей с неуверенностью, ни тем более слез. Увы, такой лидер должен обладать железными нервами, как бы его ни обзывали и как бы его ни выводили из себя. Место интеллектуала в очках, который может гордиться скорее своим умом, нежели мускулами, занимает Рембо - сверхмужественный, обладающий мощными физическими кондициями самец. Поэтому абсолютно не случаен взлет генерала Лебедя - этого зримого воплощения мужественности в самом древнем, примитивном значении этого слова. Кстати, именно его наши журналисты нередко называли "Рембо" - его снимки в камуфляжной форме обошли все центральные издания, а "Столица" как-то на первой странице обложки опубликовала фотомонтаж - к торсу Сильвестра Сталлоне была приставлена голова генерала.

Но, по счастью, у нас не Америка, и одной горы мышц явно недостаточно. Нужно еще что-то. Вот у Александра Ивановича это "что-то" нашлось: недюжинные артистические данные и, главное, улыбка. Представить его со слезами на глазах? Увольте! А вот женщина-политик может плакать, это ей не возбраняется - простили же слезы на публике Элле Панфиловой, милой и симпатичной женщине (во всяком случае, таков ее имидж).

Кстати, Йонен утверждает, что только сейчас, в наше время, мужчине позволено плакать. Но это не так. Был период, который нам хорошо знаком по литературе сентиментализма. Ах, как переживали в романах того периода герои, не стесняясь своих скупых и не слишком скупых мужских слез! Как мучился и страдал юный Вертер! Да и зачем далеко ходить - и у нас, в России, горько рыдал изменник Эраст, погубивший бедную Лизу. Наверное, именно в качестве реакции на сентиментальную слащавость этой истории, у пруда, в котором нашла свой конец героиня, повесили табличку:

Здесь утопилася Эрастова невеста.
Топитесь, девушки, - здесь много еще меета!
(Московский фольклор)

Увы, сейчас переживания героев тех далеких дней по большей части оставляют нас равнодушными - они кажутся нам преувеличенными.

И все-таки неужели мужчина с ярко выраженными женскими чертами характера не нужен женщине? Почему же, есть такие пары, в которых мягкий мужчина чувствует себя прекрасно. Если он женится на активной, энергичной женщине, зачастую старше себя, то это может быть прекрасное сочетание. Муж с удовольствием выполняет домашнюю работу, на зависть подругам жены моет посуду, он тихий домосед и без споров передает бразды правления своей половине. Жена в таких парах занимает место матери. Кстати, если бы Вера была постарше и поопытнее, если бы она смогла увезти мужа подальше от свекрови, если бы она не заболела... Впрочем, слишком много "если".

Да, такие семьи могут быть идеальными. Но... есть одна небольшая закавыка. Именно такие мужчины как огня боятся сильных женщин. Так что, чтобы женить на себе такого милого юношу, сильной женщине нужно приложить очень много усилий и действовать при этом не напористо и дерзко, как она привыкла, а по-кошачьи, "бархатными лапками". Беда в том, что и сильные женщины обычно предпочитают сильных мужчин: "Она сама родилась сильной и твердо решила связать свою судьбу только с сильным мужчиной" (Джек Лондон, "Дочь снегов"). Или, как говорит о себе Амелия Пибоди, героиня серии приключенческих романов Элизабет Питере, этакий Индиана Джонс в женской юбке (или скорее в подобии брюк - насколько это было допустимо нравами викторианской Англии): "Я не смогла бы вынести такого мужа, который позволял бы мне управлять им, и не смогла бы выдержать сама мужчину, который пытался бы мной управлять". Если вы, мои дорогие читатели, оглянетесь вокруг, то вы увидите, что такая двойственность требований очень свойственна женщинам, и особенно сильным женщинам. Такая женщина все время пытается давить на мужчину, но при этом презирает того, кто поддается ее давлению, и в то же время не выносит, если мужчина не склоняется перед ней (в таком случае в воздухе нередко летают предметы домашнего обихода).

Так каков же идеал мужчины в представлении женщины? Это сильный, самостоятельный, решительный человек, на которого всегда можно положиться, и в то же время тот, кто будет ее слушаться, выполнять ее капризы и прихоти, в общем, плясать под ее дудку. И, конечно же, ее избранник должен ее любить, чувствовать ее настроения и быть прекрасным сексуальным партнером. Вот как описывал этот идеал Джек Лондон:

"Но превыше всего был ее собственный выбор, ее идеал. Она хотела, чтобы и тело и дух гармонировали между собой. Светлый ум в сочетании с дурным пищеварением казался ей чем-то ужасным. Атлет-дикарь и хилый поэт! В одном она восхищалась мускулами, в другом - вдохновенными песнями. Но предпочла бы их соединить в одном лице".

Как видите, в этом идеале преобладают мужские черты, но есть и некоторые свойства, более присущие женщине. Увы, у него есть один недостаток: за всю свою многолетнюю практику я ни разу не встретилась с носителем таких трудно сочетаемых качеств в реальной жизни.

следующая глава

 

Hosted by uCoz