ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО | |
Ее дом Ее образ Ее ребенок Ее мужчина Ее любимец Ее литература Тесты | КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ Кормить себя и ребенка одновременно - довольно трудное занятие, поэтому, пока ваш ребенок не научится есть самостоятельно, продолжайте кормить его отдельно. Но это не означает, что он вообще не должен сидеть за общим столом. Всякий раз, когда это возможно, пододвигайте к столу высокий детский стульчик, ставьте ему собственный столовый прибор (из небьющейся посуды и только с ложкой), предлагайте какую-нибудь еду, которую можно держать в руках, и включайте его в общую застольную беседу. СЛИШКОМ РАННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ХОДИТЬ Как и раннее вставание, ранняя ходьба (с помощью или самостоятельно) не может стать причиной искривления ног (хотя это нормальное явление для детей младше двух лет) или любых других физиологических проблем, наоборот, это полезно, поскольку развивает и укрепляет мышцы ног. И если она ходит босиком, это также поможет укрепить ее ступни. Поэтому позволяйте своей дочери ходить столько, сколько ей хочется. РЕБЕНОК ВСТАЛ НА НОГИ Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель. Мой ребенок пытается вставать, опираясь на все, что попадается ему в доме. Должна ли я для безопасности держать его в манеже? Чем больше навыков осваивает ребенок, тем более нервными мы становимся, это совершенно оправданно. Как только ребенок научится вставать на ноги и самостоятельно ходить, он подвергается риску получить травму в результате несчастного случая. Но пребывание в манеже (за исключением тех случаев, когда за ребенком некому присмотреть) не является решением проблемы. Если вы будете постоянно держать ребенка, который уже почти ходит, в манеже, то это убережет его от несчастного случая, но будет сдерживать его развитие. Поэтому попытайтесь сделать свой дом как можно более безопасным для ребенка. В первую очередь убедитесь в том, что предметы, за которые он может держаться, надежны и устойчивы. Шатающиеся столы, книжные полки, кресла, напольные лампы следует на время убрать за пределы досягаемости ребенка. Углы и острые края на мебели следует оклеить мягкими прокладками на тот случай, если ребенок ударится о них (а он, вероятно, сделает это не раз). Постарайтесь убрать подальше все бьющиеся и опасные тяжелые предметы, пока он до них не добрался. Если у вас есть посудомоечная машина, не оставляйте ее открытой. Чтобы предупредить возможные падения, убедитесь в том, что на пути ребенка не лежат электрические шнуры, на полу не валяется бумага и жидкость, пролившаяся на гладкий пол, вытирается без промедления. Для большей безопасности позволяйте ему ходить босиком или в носках, а не в ботиночках с гладкой подошвой. СТРАХ ПЕРЕД НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя "боязнь незнакомцев" - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или сиделка, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится). Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до конца года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если у вашего ребенка существует боязнь незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если он справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что ребенок проходит через новую стадию развития, предложите им не брать его сразу на руки, а попытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях. Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, но стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Если у вас новая няня, то вам, вероятно, придется провести с ними вместе некоторое время, прежде чем ребенок согласится остаться с незнакомым человеком. Если ваш ребенок совершенно безутешен, когда остается с няней, то не исключено, что пришло время заново оценить ситуацию, связанную с уходом за ребенком. Может быть, няня не дает ребенку того внимания и любви, в которых он нуждается, даже если она хорошо за ним ухаживает в вашем присутствии. Или это просто экстремальный случай боязни незнакомых людей. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка. ПРЕДМЕТЫ, ДАЮЩИЕ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ Он на самом деле испытывает некоторую незащищенность, и на это есть веская причина. За последние 2 месяца ваш ребенок обнаружил, что является отдельной личностью, а не продолжением своих родителей. Это открытие, несомненно, приносит радость (сколько всего интересного предстоит узнать!) и в то же время пугает (сколько опасностей вокруг!). Многие дети, когда они понимают, что родители теперь не могут постоянно находиться рядом, находят себе в качестве замены какой-нибудь предмет (мягкое одеяло, игрушку, бутылочку, пустышку), который дает им чувство покоя. Как и родители, этот предмет приносит утешение, но в отличие от родителей он находится под его собственным контролем. Если ребенок с трудом расстается с родителями, то, взяв с собой в кроватку предмет, дающий ему чувство защищенности, он сможет быстрее заснуть. Порой привязанность к предмету, дающему чувство защищенности, внезапно появляется у ребенка, который не демонстрировал ее ранее, если он сталкивается с новой, непривычной для кего ситуацией (новая сиделка, дневные ясли, переезд в новый дом и т.д.). Потребность в предмете, служащем источником утешения, пропадает между двумя и пятью годами (примерно в то же время, когда ребенок бросает привычку сосать большой палец), но часто только тогда, когда он теряется, разрушается от времени или становится недоступен еще по какой-либо причине. Но в любом случае родители не должны смеяться над ребенком из-за его привязанности к какому-либо предмету или заставлять отказаться от него. Они должны убедиться, что ребенок не чувствует себя одиноким, что он получает с их стороны необходимую заботу и любовь. ПЛОСКОСТОПИЕ Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Поскольку стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален. У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее. ОТСУТСТВИЕ ЗУБОВ Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие девятимесячные дети имеют голые десны (некоторые дети заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя у среднего ребенка первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой и раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие. (Вторая пара зубов у него также появится позже.) Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пищу кусками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи. ОТСУТСТВИЕ ВОЛОС У матери, уставшей слышать от прохожих: "Ах, какой симпатичный маленький мальчик!" - всякий раз, когда она выходит на прогулку с дочкой, и желающей поскорее при помощи косичек и бантиков сделать более четкими признаки половой принадлежности, почти полное отсутствие волос у ребенка во второй половине первого года может вызвать отчаяние. Но так же, как и беззубость, отсутствие волос в этом возрасте - явление вполне обычное и недолговременное. Такая проблема наиболее распространена среди белых детей со светлыми волосами, и она не предвещает раннего облысения в более поздние годы. Волосы у вашей дочери появятся очень скоро (хотя в достаточном количестве, вероятно, только к концу второго года). А пока радуйтесь тому, что вам не приходится бороться со спутавшимися волосами во время мытья головы и причесываний. ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ В первые несколько месяцев, когда весь мир у младенца словно бы вращался вокруг материнской груди, невозможно было себе представить, что придет такое время, когда он утратит к ней интерес. И все же, хотя некоторые дети проявляют большую заинтересованность к грудному вскармливанию, пока их не отнимут от груди, у многих проявляется потеря интереса и концентрации в районе девятого месяца. Некоторые просто начинают отказываться от груди, другие серьезно сосут грудь в течение 1-2 минут, затем перестают; третьи легко отвлекаются во время кормления либо тем, что происходит вокруг, либо желанием практиковать свои недавно приобретенные физические навыки. Иногда такой отказ носит временный характер. Ребенок может просто проходить через перестройку потребностей в питании, либо его оттолкнул необычный вкус вашего молока, вызванный гормональными изменениями в менструальный период или употреблением вами в пищу некоторых неприятных для ребенка продуктов, например чеснока. Кроме того, он может потерять аппетит из-за какой-либо болезни или режущихся зубов. Но если ваш ребенок регулярно отказывается от груди, то, возможно, он готов отказаться от нее полностью. Однако прежде чем вы решили, что отнятие от груди уже неминуемо, вам следует рассмотреть и другие варианты, поскольку проблема может быть только в том, что окружающая обстановка во время кормлений отвлекает вашего ребенка. Чтобы исключить такую возможность, попробуйте кормить в тихой комнате с приглушенным освещением, но если ребенок по-прежнему не проявит большого интереса к сосанию, то он и в самом деле готов полностью отказаться от груди. И все же вам следует отнимать от груди постепенно, это даст ребенку возможность привыкнуть к коровьему молоку или искусственной смеси, а вам постепенно сократить выработку молока, чтобы избежать болезненных ощущений. Посоветуйтесь с врачом, можно ли давать ребенку коровье молоко (цельное), или вам следует пользоваться искусственной смесью, пока ему не исполнится год. Но если ребенок никогда раньше не питался из бутылочки или вы не хотите позднее решать задачу отрыва от бутылочки, молоко из чашки будет для вас альтернативным решением. Дети, которые рано начали пить из чашки, делают это сейчас достаточно умело; те, которые чашкой никогда не пользовались, быстро научатся. ПРИВЕРЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ Если послушать рассказы родителей, то некоторые дети (до подросткового возраста, когда недельный запас продуктов начинает исчезать за 3 дня) питаются исключительно воздухом, любовью, а порой еще и корочкой хлеба. Но, несмотря на беспокойство родителей, даже те дети, которые едят урывками, успевают за день получить необходимое количество питательных веществ. Дети запрограммированы есть то, что им нужно для жизни и роста, если только их программа не была каким-то образом изменена ранее. На данной стадии развития большинство детей все еще получают основную часть необходимых для них питательных веществ из грудного молока, искусственной смеси или цельного коровьего молока и, кроме того, из тех кусочков твердой пищи, которые они успевают съесть за день. Витаминно-ми-неральные добавки, содержащие железо, обеспечивают дополнительную страховку. Но к 9 месяцам потребности в питании начинают возрастать, а потребность в грудном молоке уменьшается. Чтобы убедиться в том, что питание ребенка продолжает соответствовать его требованиям, внесите следующие изменения в ваши методы кормления. Позвольте ему есть хлеб... ...но позаботьтесь, чтобы это был хлеб из муки грубого помола Делайте полезные добавки Исключите протертую пищу Разнообразьте меню Предложите ему новую роль Не притупляйте его аппетит Ограничьте закуски Не кормите ребенка насильно Разумеется, кратковременная потеря аппетита может сопровождать простуду и другие заболевания, особенно если у ребенка повышенная температура. В редких случаях отсутствие аппетита наблюдается вследствие анемии, недоедания (и то, и другое редко встречается среди американских детей из средних слоев общества) или другой болезни. Если отсутствие аппетита у вашего ребенка сопровождается вялостью, потерей интереса ко всему, замедленным развитием, недостаточным набором веса или заметными изменениями в поведении (например, необъяснимой раздражительностью или нервозностью), обратитесь к доктору. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ Ваш ребенок таким образом выражает свое желание получить независимость за столом, и такое желание следует поощрять. Но для того чтобы свести к минимуму беспорядок и не заставлять ребенка испытывать чувство голода до тех пор, пока он не овладеет застольными манерами, к самостоятельному кормлению нужно переходить постепенно. Для начала позвольте ему держать в руках собственную ложку, пока вы его кормите. В первое время он будет лишь размахивать ею в воздухе, а когда в первый раз наполнит ложку и поднесет ко рту, то скорее всего повернет ее содержимым вниз. И все же владение ложкой в первое время может занять его настолько, что вы благополучно закончите кормление. Можно также дать ему что-нибудь в руки, чтобы он мог есть самостоятельно, пока вы кормите его с ложки. Комбинация из собственных рук и личной ложки (или закрытой чашки с носиком, из которой можно пить) обычно занимает ребенка и дает возможность матери накормить его, но не всегда. Некоторые дети настаивают на том, чтобы все делать самостоятельно, и если это единственный способ заставить ребенка есть, разрешите ему. Поначалу кормления будут продолжаться дольше и сопровождаться большим беспорядком, но практика вскоре позволит вашему ребенку приобрести опыт, необходимый для самостоятельного кормления. (Если вы постелите на пол под стульчиком газету, вам будет проще навести порядок.) Но если самостоятельное кормление переходит в игру и в рот ребенка перестает что-либо попадать (небольшой элемент игры - это нормально), вы можете забрать ложку и попробовать продолжить кормление своими силами. Если ребенок упрямится, значит, пришло время объявить перерыв до следующего кормления. ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ СНА Хотя одного дневного сна может быть недостаточно для усталых родителей, этого вполне хватает многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения. В этом возрасте некоторые дети даже пытаются отказаться и от второго дневного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на втором году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон. Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину становится переутомленным и капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью. Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь его уложить после кормления в тихой и темной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома. Мы думали, что все делаем правильно. Наш ребенок всегда ложился спать без малейшего каприза. Теперь он, по всей видимости, хочет оставаться на ногах всю ночь и играть. Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чтобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру. Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое чтение перед сном. Я думаю, что у моего ребенка возникли проблемы со сном из-за того, что у него прорезываются зубы. Хотя я ничем не могу ему помочь, я все равно чувствую себя виноватой, если он плачет всю ночь. К сожалению, вы ничем не можете утешить ребенка, испытывающего сильную боль от того, что у него прорезываются зубы, тем более пытаясь это делать ночью. Оставаясь со своим ребенком во время таких приступов боли, вы приучите его к своему присутствию по ночам, и он будет требовать вас к себе еще долгое время после того, как у него появятся зубы. Боль от прорезывающихся зубов обычно мешает ребенку спать лишь несколько ночей, в то время как уверенность в том, что родители приходят, отзываясь на его плач, может остаться с ним надолго. Поэтому не подходите к ребенку и позвольте ему успокоиться самостоятельно, хотя вы можете заглянуть в его комнату, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. Но если плач продолжается, посоветуйтесь с доктором, можно ли дать ребенку обезболивающее лекарство перед сном. Однако сначала убедитесь в том, что пробуждения ребенка по ночам не связаны с каким-либо заболеванием, например воспалением среднего уха, боль от которого усиливается по ночам, поскольку это лекарство может только на время снять боль, но не вылечить окончательно. МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети развиваются одинаковыми темпами во всех областях; большинство хорошо преуспевают в одних областях и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык малой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков моторики никак не связаны с интеллектом. Даже если ребенок делает большинство вещей позднее своих сверстников, пока эта задержка в развитии попадает в широкий диапазон нормальности и ребенок шаг за шагом продолжает прогрессировать, то для беспокойства обычно нет ника-хих оснований. Однако если ребенок постоянно достигает основных показателей развития намного позднее других детей, следует проконсультироваться с доктором. В большинстве случаев подобная консультация позволит родителям избавиться от своих страхов. Некоторые дети медленно развиваются и при этом остаются совершенно нормальными. Порой необходимо дальнейшее наблюдение, чтобы решить, существует ли на самом деле какая-либо проблема, что, разумеется, иногда случается. Бывает, что, несмотря на все заверения детского врача, родители все равно сомневаются. Наилучший для них выход - обратиться к специалисту по детскому развитию. Порой детский врач, осматривающий ребенка только во время коротких визитов, может не заметить симптомов отклонения в развитии, которые видят или чувствуют родители и которые сумеет выявить специалист. Консультация служит двум целям: во-первых, если опасения родителей окажутся совершенно необоснованными, они могут перестать беспокоиться из-за развития ребенка; во-вторых, если проблема на самом деле существует, раннее вмешательство может увеличить шансы ребенка полностью реализовать свой потенциал. СТРАННЫЙ СТУЛ Именно тогда, когда вы начинаете скучать, меняя ребенку подгузники, он преподносит вам очередной сюрприз. Порой легко догадаться, из-за чего изменился цвет стула. Пугающий красный цвет? Скорее всего это лишь невинная свекла. Черные крапинки или полоски? Бананы. Маленькие черные вкрапления? Может быть, черника или изюм. Бледно-зеленые шарики? Наверное, горох. Желтые шарики? Кукуруза. Семена? Вероятно, помидоры или огурцы, из которых не полностью удалили косточки. Поскольку ребенок пока не может тщательно пережевывать пищу, а его пищеварительный тракт еще окончательно не сформировался, то, что попадает в него, очень часто выходит наружу, почти не меняя цвет и текстуру (раздавленные, растолченные, разрезанные пополам ягоды, изюм, горох и зерна кукурузы не только легче перевариваются, но и безопаснее в таком виде для ребенка). Стул с похожими на песок вкраплениями достаточно распространен и появляется из-за того, что определенные продукты, особенно овсяная каша и груши, часто становятся похожими на песок, после того как они пройдут через пищеварительный тракт. Странные изменения в стуле происходят не только из-за естественных компонентов рациона вашего ребенка, но и из-за тех, что синтезированы в пищевых лабораториях. Известно, что синтетические компоненты окрашивают стул в такие необычные цвета, как фосфорно-зеленый (от напитка со вкусом винограда) до шокирующего розовато-красного (от каши с ягодным запахом). Поэтому прежде чем паниковать, вспомните, что ел ваш ребенок. Если вы по-прежнему в недоумении, обратитесь к доктору. РЕБЕНОК И ПРОГУЛКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ Поездки на велосипедах могут показаться прекрасным способом сочетать прогулку всей семьей с физическим упражнением, но специалисты по детской безопасности считают, что поездка на велосипеде вместе с маленьким ребенком связана со слишком большим риском. Однако, если вы все-таки решили ехать вместе с ребенком, соблюдайте следующие меры предосторожности:
Но все же будет лучше, если ребенок останется с няней, пока вы катаетесь на велосипеде, или подождите до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы ездить рядом с вами. следующая глава |