на предыдущую страницу 1 2 на следующую страницу | |
ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО | |
Ее дом Ее образ Ее ребенок Ее мужчина Ее любимец Ее литература Тесты | ПРАЗДНОВАНИЕ ПЕРВОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Многие родители, увлеченные подготовкой праздника по случаю дня рождения ребенка, иногда забывают, что он еще слишком мал для шумных и продолжительных мероприятий. Чтобы подготовить праздник, который бы запомнился на всю жизнь, и ребенок не чувствовал себя слишком утомленным или перевозбужденным, воспользуйтесь некоторыми нашими советами. Ограничьте число приглашенных Не переусердствуйте с оформлением Позвольте ребенку съесть праздничный пирог Позаботьтесь об игрушках Позвольте ребенку быть самим собой Рассчитайте время Не забудьте запечатлеть это событие на память РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ХОДИТ Конечно, было бы весьма удачно, если бы ребенок сделал первые шаги в свой день рождения (и для большего удовольствия взрослых - в ботинках), но лишь немногие дети готовы оправдать такое ожидание. Хотя некоторые малыши начинают ходить за несколько недель или даже месяцев до этого события, другие подходят к этому важному этапу своего развития значительно позже. И хотя первый день рождения без самостоятельных шагов может быть разочарованием для родственников, это не является признаком наличия проблем с развитием. На самом деле большинство детей начинают ходить только после года, и средний возраст, когда ребенок делает первые шаги, находится между 13-15 месяцами. И то, когда ребенок сделает свои первые шаги - в 9 месяцев или в 15, - никак не отражается на его интеллекте. Когда именно ребенок пойдет, часто зависит от его генетической предрасположенности: раннее (или позднее) освоение навыка ходьбы передается во многих семьях по наследству; от его веса и сложения (худой, мускулистый малыш пойдет раньше, чем полный и малоподвижный, и дети с короткими крепкими ножками начинают ходить раньше тех, у кого длинные и худые ноги, на которых труднее поддерживать равновесие). Это также может быть связано с тем, когда и насколько хорошо он научился ползать на четвереньках. Ребенок, который плохо ползает или не ползает совсем, порой начинает ходить раньше малыша, который прекрасно себя чувствует, передвигаясь на всех четырех конечностях. Плохое питание или отсутствие стимулирующего окружения также может отсрочить тот момент, когда ребенок сделает первые шаги. Или негативный опыт - возможно, малыш сильно ушибся, когда в первый раз рискнул отпустить мамину руку. В таком случае он может не делать повторных попыток, пока не научится уверенно держать равновесие. Ребенок, на которого оказывают давление нетерпеливые родители, заставляя его практиковаться в ходьбе по нескольку раз в день, может взбунтоваться (особенно если у него упрямый характер) и начать самостоятельно ходить значительно позднее. Ребенок должен развиваться собственными темпами. Первые шаги ребенка, который перенес воспаление среднего уха, грипп или какое-либо другое заболевание, могут быть отложены до той поры, пока он не почувствует себя лучше. Ребенок, который постоянно находится в манеже со стенами из сетки (о которую он не может опереться и попытаться встать), пристегнут к коляске или еще по какой-либо причине лишен возможности развивать мышцы ног и уверен- . ность в своих силах, может начать ходить со значительным; опозданием. Точно так же ребенок, большую часть времени передвигающийся в ходунках, по всей вероятности, будет отставать с самостоятельной ходьбой, а не опережать своих сверстников. Вашему ребенку необходимо практиковаться во вставании, курсировать, стоять, ходить по комнате, в которой нет ковров и нескользкий пол, а мебель расставлена достаточно близко, чтобы он мог, держась за нее, передвигаться на короткие расстояния. Он быстрее добьется успеха, если пойдет босиком, поскольку дети используют пальцы ног для сохранения равновесия, когда они делают первые шаги. Хотя многие совершенно нормальные и даже крайне одаренные дети не ходят вплоть до 2,5 года, особенно если один из родителей тоже пошел поздно, все-таки если малыш не сделал первых шагов до 18 месяцев, его должен осмотреть доктор, чтобы выявить наличие физических или эмоциональных факторов, мешающих ходьбе. Но даже в таком возрасте, не говоря уже про 12 месяцев, ребенок, не начавший ходить, - это не причина для беспокойства. ПРИВЯЗАННОСТЬ К БУТЫЛОЧКЕ Как и любимая игрушка, бутылочка является источником эмоционального покоя и утешения, но она может причинить вред, если. ребенок пользуется ею неправильно или слишком долго. Например, деформация полости рта может привести к потере зубов и неправильному развитию ротовой полости, что, в свою очередь, способно помешать ребенку хорошо прожевывать пищу. Кроме того, дети, которые слишком долго пользуются соской, в большей степени подвержены риску заболеть воспалением среднего уха. Бутылочка также мешает полноценному питанию ребенка. Питаясь из бутылочки в течение всего дня молоком или соком, ребенок может удовлетворять таким способом голод и не испытывать потребности в другой пище, что мешает сбалансированному рациону. Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что постоянное присутствие в руках ребенка бутылочки может замедлить его развитие. У малыша, который все время держит бутылочку, свободна только одна рука для игр, обучения и исследований, а постоянная соска во рту мешает ему учиться говорить. По этим причинам многие педиатры рекомендуют отнять ребенка от бутылочки к первому дню рождения или чуть позже. И хотя это нелегко, особенно если уже сформировалась сильная привязанность, сейчас это сделать проще, чем позднее, когда ребенок станет еще более упрямым. Если вам кажется, что ваш ребенок еще не готов полностью отказаться от бутылочки, давайте ее только 2-3 раза в день в качестве дополнительного питания между основными кормлениями вместе с кусочками твердой пищи и жидкостью из чашки. Если вы будете наполнять бутылочку водой вместо молока или сока, это поможет снизить интерес, который испытывает к ней ребенок, и в то же время защитит его зубы. Не позволяйте ребенку брать бутылочку с собой в кровать, ходить или ползать вместе с ней или есть из нее во время игр. УКЛАДЫВАНИЕ В ПОСТЕЛЬ РЕБЕНКА, ОТНЯТОГО ОТ ГРУДИ Если вы перестали кормить малыша грудью перед сном, укладывание его спать потребует несколько больших усилий, чем раньше. Как и привычку к любому снотворному, привычку к кормлениям перед сном необходимо преодолеть. И как только это произойдет, ваш ребенок на всю жизнь приобретет очень важный навык - способность засыпать самостоятельно. Помочь вам в этом может ежевечерний ритуал укладывания в постель. Если он будет с неизменным постоянством повторяться каждый вечер, то способен подействовать усыпляюще на любого человека, в том числе и на ребенка. Если вы до сих пор не выработали такого ритуала, сделайте это по крайней мере за 2 недели до того, когда вы намерены лишить ребенка вечернего кормления. Кроме того, за несколько дней до назначенного срока добавьте к ритуалу отхода ко сну закуску в постели, когда ребенок уже в пижаме и вы читаете ему книжку. Закуска должна быть легкой, но достаточно сытной (например, подслащенное соком печенье, полчашки молока или кусочек сыра) и может подействовать успокаивающе на ребенка. Также убедитесь в том, что окружающая обстановка способствует сну. Не приучайте ребенка засыпать с помощью укачивания, с тем чтобы впоследствии не преодолевать эту новую привычку. Полной самостоятельности в отходе ко сну можно добиться только тогда, когда ребенок оставлен наедине с собой. Но будьте готовы к плачу, и не исключено, что довольно сильному. Однако уже через несколько ночей плач будет менее интенсивным и продолжительным и вскоре прекратится совсем. ПРОБУЖДЕНИЯ ПО НОЧАМ Боязнь разлуки обычно появляется между 12-15 месяцами и наиболее сильно проявляется по ночам. Поскольку в спальне ребенок остается в полном одиночестве, это может стать причиной более серьезной эмоциональной травмы, чем разлука в дневное время. У многих детей это приводит к повышенной нервозности, беспокойным ночам и проблемам со сном. Боязнь разлуки на ночь сильнее проявляется у тех детей, чьи матери работают (ребенок, который почти не видел мать в течение дня, боится потерять ее и ночью), особенно если у него появилась новая няня. Независимо от того, сколько времени вы проводите вместе с ребенком, попробуйте облегчить его чувство тревоги с помощью ласк и внимания. Если у ребенка проблемы с засыпанием или он просыпается испуганным среди ночи, а метод "пусть выплачется" не помогает или кажется вам слишком бессердечным, попробуйте несколько минут посидеть около кроватки и успокоить его. Но не оставайтесь с ним до того момента, когда он заснет; иначе ребенок привыкнет засыпать в вашем присутствии. Вместо этого оставьте его сонным и постарайтесь больше не возвращаться, если он заплачет. Но если ничего не помогает, посоветуйтесь с доктором о возможности перейти на диету без молока, так как непереносимость этого продукта порой вызывает бессонницу. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ Застенчивость - это наследственное свойство. Если даже сами родители не проявляют такую особенность характера, тем не менее они сами передали ее ребенку. Хотя существует возможность изменить застенчивое поведение, полностью от него избавиться крайне трудно, и родителям не следует делать таких попыток, поскольку это - неотъемлемая часть личности их ребенка. Хотя многие застенчивые дети сохраняют свое внутреннее убежище до конца жизни, большинство из них вырастают достаточно общительными людьми. И вовсе не родительское давление заставляет их измениться, а любовь и поддержка. Если вы будете заострять внимание на застенчивости своей дочери как на недостатке, то лишь подорвете ее самоуверенность, что сделает ее еще более робкой. С другой стороны, если вы поможете ребенку поверить в себя, она будет раскованнее в присутствии других людей. Также вполне возможно, что застенчивость вашей дочери объясняется нормальным для малышей ее возраста недостатком общительности. Годовалые или даже двухлетние малыши часто еще не готовы заводить себе друзей. Когда ваша дочь немного подрастет, она может удивить вас своими успехами в искусстве общения. ЗАМКНУТОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ Вы не можете этого сделать, даже не следует пытаться. В возрасте до 2 лет ребенок несоциальное существо, и никакие программы не изменят этого обстоятельства. Подобный недостаток не вызывал беспокойства у предыдущего поколения родителей, поскольку большинство детей не принимали участия в групповых играх вплоть до 3-4 лет, а порой и до пяти. Но эта черта поведения вызывает озабоченность у современных родителей, которые часто включают своих детей в игровые группы и отдают в ясли еще до первого дня рождения. Хотя ранний контакт со своими сверстниками не может принести детям никакого вреда (кроме некоторого количества дополнительных простуд и нескольких лишних вирусов), стремление родителей сделать ребенка более общительным может в результате привести к серьезной эмоциональной травме. Это происходит потому, что дети до 3 лет еще не готовы к общению. В таком возрасте они играют рядом друг с другом, но не вместе. Заставляя ребенка играть с другими детьми, вы можете сделать его еще более нелюдимым и вызвать желание сторониться подобных ситуаций в будущем. Сейчас ваш ребенок ведет себя в обществе совершенно нормально, и позвольте ему собственными темпами налаживать контакты со сверстниками, но не сейчас, а в ближайшие годы. УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ Еще не скоро. Только в два, а порой и в 3 года ребенок начинает понимать, что такое с кем-то делиться. Если ваш малыш не хочет расставаться со своей собственностью, он ведет себя нормально для своего возраста. Вам придется потратить много усилий на объяснения и уговоры (никогда не применяйте силу!) в течение последующих нескольких лет, чтобы научить ребенка считаться с другими и стать добрым. ПРИВЫЧКА ДРАТЬСЯ Кулак малыша редко способен причинить сопернику ощутимое повреждение, и пройдет еще много лет, прежде чем ваш ребенок начнет приходить с синяками с игровых площадок. Но то, что детские удары почти безвредны, вовсе не означает, что детям можно позволять драться. Хотя ребенок младше 2 лет может еще не понимать, что другие дети тоже способны чувствовать, ему вполне по силам понять, что драться недопустимо. Если ваш ребенок начнет драться, кусаться или еще каким-либо образом проявлять агрессивность, реагируйте немедленно, спокойно и твердо. Ваш гнев может заставить ребенка принять оборонительную позицию и вести себя еще хуже. Шлепки только научат его тому, что насилие - это нормальный способ выражать свой гнев. И слишком бурная реакция на инцидент может вызвать у него желание повторить представление, чтобы привлечь к себе больше внимания. Отведите ребенка в сторону, постарайтесь объяснить ему, что драться - это плохо и удары могут причинять людям боль. Сделав свое внушение, отвлеките его внимание, чтобы сменить тему. Используйте такой подход столько раз, сколько это будет необходимо, и постепенно ребенок поймет, чего вы от него хотите. Игры с другими детьми должны проходить под присмотром взрослых, поскольку всегда есть вероятность того, что ребенок использует для удара еще что-нибудь, кроме кулака, и риск получить травму от удара ногой, игрушкой, камнем или палкой вполне реален. "ЗАБЫВАНИЕ" НАВЫКА Она как раз и движется вперед, осваивая другие навыки. Очень часто бывает, что ребенок постоянно использует один и тот же навык - для своего удовольствия, а также всех окружающих, а когда овладеет им полностью, оставляет его, чтобы перейти к следующей задаче. Вашему ребенку уже надоел ее старый трюк, и сейчас она, вероятно, с энтузиазмом изучает что-то новое, например, лает каждый раз, когда видит четвероногое животное, играет в "ку-ку" или "ладушки". Все эти упражнения она тоже временно оставит, когда они потеряют для нее свою привлекательность. Поэтому не беспокойтесь из-за того, что ребенок словно бы забыл какой-то навык, и поощряйте ее изучать что-либо новое. Вам следует проявить озабоченность только в том случае, если ребенок не сможет делать многое из того, что он делал недавно, и при этом не будет учиться чему-то новому. Если возникнет такая ситуация, обратитесь к доктору. ПОТЕРЯ АППЕТИТА Если бы ваш ребенок продолжал есть так, как он ел в течение первого года жизни, и такими же темпами набирал вес, то очень скоро напоминал бы своим внешним видом пузырь, а не маленького мальчика. К концу первого года большинство детей утраивают тот вес, который они имели при рождении; за второй год они прибавляют лишь четверть собственного веса. Так что потеря аппетита у вашего ребенка в настоящее время является лишь способом, при помощи которого его организм заботится о нормальном снижении в темпе набора веса. Существуют и другие факторы, которые могли повлиять на изменение отношения вашего ребенка к еде. Один из них - это возросший интерес к окружающей действительности. В течение большей части первого года жизни прием пищи являлся основой его существования. Теперь это - неприятные помехи в "насыщенной жизни малыша", который предпочел бы все время оставаться на ногах (так много вещей нужно сделать, так много мест посетить, столько шалостей совершить!). Растущая независимость также может оказать влияние на то, как ребенок реагирует на пищу. Он становится более разборчивым. Резкое изменение вкуса может стать правилом - арахисовое масло в сочетании с любым продуктом на этой неделе и отказ от всего, что его хотя бы отдаленно напоминает, - на следующей. И лучше смириться с тем, как ребенок планирует свое меню (до тех пор, пока его выбор не начнет противоречить нормам полноценного питания), чем воевать с ним. В конце концов его эксцентричность в еде пойдет на убыль. Может быть, ваш ребенок не ест потому, что ему не нравится сидеть на высоком стульчике для кормления, поэтому попробуйте посадить его за общий стол. Или, может быть, он не способен сидеть за столом спокойно .столько же времени, сколько остальные члены семьи; в таком случае не сажайте его за стол до тех пор, пока не накроете, и выпускайте из-за стола, как только он начнет проявлять беспокойство. Некоторые дети также теряют аппетит, когда у них прорезываются зубы, особенно первые резцы. Если потеря аппетита у вашего ребенка сопровождается раздражительностью, жеванием пальца и другими симптомами прорезывания зубов, вы можете быть уверены в том, что его аппетит восстановится, как только пройдет ощущение дискомфорта. Однако если потеря аппетита сопровождается такими симптомами, как повышенная температура, бледность, слабость, обрати--тесь к доктору. Также проконсультируйтесь с врачом, если ребенок совсем перестанет набирать вес, выглядит крайне худым, слабым, апатичным и раздражительным или если у него особенно сухие, ломкие волосы и сухая бледная кожа. Хотя вы ничего не сможете сделать (и не должны делать) с отсутствием аппетита у ребенка, вызванным нормальным изменением в росте, есть способы убедиться в том, что он употребляет все продукты, необходимые для его развития (см. ниже). КАК ЗАСТАВИТЬ РЕБЕНКА ПОЛУЧАТЬ АДЕКВАТНОЕ ПИТАНИЕ Многим родителям годовалого малыша может показаться, что их ребенок, который отказывается питаться регулярно, капризничает и весь день проводит на кусках, не получает необходимое ему количество питательных веществ. Однако потребности малыша в питании невелики, и они могут удовлетворяться не только из очевидных источников (протеин - из мяса и рыбы, витамин А-из шпината), а также из самых необычных и вкусных блюд.
Чтобы накормить капризного и привередливого в еде малыша, предлагайте ему здоровую пищу, когда он голоден, и позвольте выбирать самому, когда у него нет аппетита, но не принуждайте его. Постарайтесь сократить объем пищи в перерывах между основными кормлениями, чтобы не перебить ему аппетит. Избегайте пустой и высококалорийной пищи (сладости с сахаром, сухие фрукты, выпечка из муки высших сортов), которая только удовлетворит аппетит ребенка, но не оставит места для питательных продуктов, которые ему необходимы. То, что ваш ребенок сегодня не съел мясо, птицу или рыбу, шпинат, брокколи или морковь, не означает, что он не станет их есть завтра. Сделайте так, чтобы они были для него доступны за общим столом, но никогда не принуждайте есть их. Возможно, однажды он удивит вас тем, что сам их попросит. И даже если он закончит день, ничего не съев, кроме апельсинового сока, каши с бананами, тыквенных оладий, молока, дыни, хлеба с сыром и яблочного сока, а также выпив некоторое количество воды и приняв витамин-но-минеральные добавки, вы можете быть спокойны - ваш ребенок получил все необходимые ему питательные вещества. УВЕЛИЧЕНИЕ АППЕТИТА Скорее всего она стала больше есть из-за того, что употребляет меньше жидкости. Дети, которые лишь недавно перестали питаться грудным молоком или из бутылочки, компенсируют недостаток калорий большим количеством твердой пищи. Хотя вам могло показаться, что ваша дочь стала получать больше калорий, их потребление, вероятно, осталось на прежнем уровне или даже сократилось. Причиной повышенного аппетита может быть то, что ваш ребенок проходит через всплеск роста либо стал более активным - начал много ходить, и его организму требуются дополнительные калории. Здоровые дети, если им позволяют есть столько, сколько хочется, продолжают расти нормальными темпами. И если кривые роста и веса вашей дочери не расходятся, то вам не о чем беспокоиться. Обращайте больше внимания на качество, чем на количество пищи, которое она потребляет, и позаботьтесь о том, чтобы ее здоровый аппетит не расходовался на малоценную пищу и дневной рацион не был перегружен жирной пищей, способной привести к тучности. Но если вы заметите, что она ест от скуки, а не от голода, помогите ей найти другие занятия за пределами кухни. Или если вы подозреваете, что ваша дочь ест из-за потребности в эмоциональном удовлетворении, убедитесь в том, что она получает достаточно любви и внимания с вашей стороны. ОТКАЗ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Внутренняя борьба между желанием оставаться младенцем и желанием вырасти у вашего ребенка только началась. В первый раз он получил возможность самостоятельно удовлетворить одну из своих потребностей, но у него нет уверенности в том, что ему это нужно, если при этом придется расстаться с уютной и безопасной ролью младенца. Инстинктивно ваш малыш ощущает, что чем меньше в нем будет оставаться от младенца, тем в меньшей степени он будет привязан к маме. Не заставляйте своего ребенка расти слишком быстро. Если он захочет есть сам, позвольте ему, но пока ему хочется, чтобы его кормили, кормите его сами. Однако создавайте ему все условия для самостоятельного приема пищи - сделайте так, чтобы бутылочка, чашка и ложка были доступны для него, предлагайте ему еду для рук во время кормлений и в перерывах между ними. |
на предыдущую страницу 1 2 на следующую страницу | |