На главную страницу
оглавление
ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО
 
Ее дом
Ее образ
Ее ребенок
Ее мужчина
Ее любимец
Ее литература


Тесты

ПЕРВЫЕ СЛОВА РЕБЕНКА
Мой ребенок начал часто повторять "ма-ма". Мы очень обрадовались, но соседка сказала, что он просто произносит звуки, не понимая их смысла. Она права?

Только ваш ребенок знает это наверняка, но он вам пока ничего не скажет. Когда именно ребенок делает переходит звуков, имитирующих реальные слова, но не имеющих смысла, к осмысленной речи, трудно точно определить. Возможно, ваш ребенок сейчас просто практикует звук "м", может быть, он зовет маму, но на самом деле это не имеет значения. Важно то, что он произносит звуки и пытается имитировать те слова, которые слышит. Многие дети сначала говорят "па-па" не потому, что они больше любят отца, просто эта согласная им легче дается.

Возраст, когда ребенок произносит первое настоящее слово, сильно варьирует и, разумеется, в большой степени зависит от необъективной интерпретации родителей. Согласно мнению экспертов, средний ребенок способен впервые сказать то, что он хочет, и иметь в виду то, что он сказал, где-то между 10-14 месяцами. Небольшой процент детей начинает на пару месяцев раньше, а другие, совершенно нормальные дети, не произносят ни одного внятного слова до середины второго года. Однако бывает и так, что ребенок уже использует слоги по отдельности и в комбинации, для того чтобы обозначать ими предметы ("бу" - для бутылочки, "ав" - для собаки), но его родители могут этого не замечать до тех пор, пока произношение не станет четче. Ребенок, который очень занят развитием моторных навыков, например рано начал ползать и ходить и теперь целиком занят тем, как подниматься вверх по лестнице или ездить на игрушечной пожарной машине, способен несколько отставать от менее активных детей в освоении различных звуков. Но если по его поведению ясно, что он понимает многие слова из тех, что слышит в кругу семьи, то здесь не о чем волноваться.

Ребенок начинает развивать свои лексические навыки задолго до того, как произносит первое слово. Сначала он учится понимать то, что ему говорят. Основы рецептивного языка закладываются сразу после рождения, когда ваш ребенок слышит первые слова. Постепенно он начинает выделять отдельные слова из окружающей его языковой путаницы, а затем, где-то в середине первого года, вы однажды произносите его имя, и он поворачивается. Он узнал слово. Вскоре после этого он начинает узнавать имена других людей и названия предметов, которые видит ежедневно, такие, как мама, папа, бутылочка, сок, хлеб. Через несколько месяцев или даже раньше он может начать выполнять простые команды: "Дай мне бутылочку", "Помаши на прощание ручкой" или "Поцелуй маму". Эта способность понимать возникает и развивается скорее, чем сама речь, и является ее важным предвестником. Вы можете каждый день поощрять языковое развитие ребенка, как рецептивное, так и экспрессивное, самыми разными способами.


РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ПОЛЗАЕТ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
Ребенок моих знакомых ползает на четвереньках с 6 месяцев. Моему сыну уже почти 8, но он не проявляет никакого интереса к ползанию. Если он вообще передвигается, то делает это на животе. Не говорит ли это о задержке в развитии?

В том, что касается ползания на четвереньках, то ловкость овладения этим навыком не может служить показателем при сравнении развития детей. Передвижение на четвереньках не является навыком, который ребенок должен освоить в определенном возрасте и по которому можно судить о его развитии. Ползание на животе, или по-пластунски, обычно предшествует передвижению на руках и коленях, иначе говоря, на четвереньках. Некоторые дети начинают ползать таким способом уже в 6 месяцев, но возраст 7 1/2 месяца является более типичным. Некоторые дети вообще не ползают на четвереньках - они просто подтягиваются в стоячее положение и начинают передвигаться от опоры к опоре (от кресла до кофейного столика и дальше до дивана), а затем бросают опору и начинают ходить без посторонней помощи. Поскольку ползание на четвереньках в отличие от способности садиться или вставать не является показателем развития ребенка, его не включают в большинство таблиц оценки развития.

Даже среди тех детей, которые ползают на четвереньках, имеются расхождения в том, как они это делают. Многие дети начинают передвигаться назад или вбок, и им требуется еще несколько недель для того, чтобы научиться ползать вперед. Другие скользят на одном колене или на ягодицах или перемещаются на ступнях с опорой на ладони - стадия, которую достигают многие дети, перед тем как начинают ходить. Метод, который выбрал ребенок, чтобы добраться из одной точки в другую, не так важен, как сам факт того, что ребенок прилагает усилия, пытаясь научиться передвигаться без посторонней помощи.

Прежде чем ребенок сможет начать ползать на четвереньках, он должен научиться хорошо сидеть. Начнет ли он затем ползать и когда именно, - это его личное дело, которое не должно никого беспокоить, если только при этом не наблюдается отставания по крайней мере в двух областях развития (социальной, большой или малой моторике, языковой и т.д.). Активно ползающие малыши очень часто поздно начинают ходить, в то время как те дети, которые вообще не ползали, могут пойти рано.

Некоторые дети не могут научиться ползать потому, что они лишены такой возможности. Ребенок, который проводит большую часть дня в ограниченном пространстве кроватки, коляски, детского рюкзачка, манежа или ходунков, почти не имеет шансов попрактиковаться в умении вставать на руки и колени, не говоря уже о том, чтобы привести руки и колени в движение. Постарайтесь, чтобы ребенок проводил побольше времени на полу под вашим присмотром. Чтобы вызвать у ребенка желание передвигаться вперед, попробуйте прямо перед ним, на небольшом расстоянии, положить его любимую игрушку или другой интересный предмет. Однако прикройте его колени, поскольку трение голыми коленями о холодный гладкий пол или шершавый ковер может вызывать неприятные ощущения, и у ребенка пропадет желание ползать. Отнимите у него ходунки, если он ими пользовался, и ограничьте время пребывания в манеже только тем временем, когда вы не можете за ним присматривать.

Тем или иным способом, но через несколько недель ваш ребенок обязательно начнет передвигаться по дому - навстречу неприятностям, - и вы будете удивляться: "И зачем я так торопилась?"


ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТОЛЧКАМИ
Наша маленькая девочка ползает по полу на одном колене, в то время как другая нога все время остается выпрямленной. Это выглядит странно.

Для ребенка, желающего перебраться из одного места в другое, метод передвижения и изящество стиля имеют второстепенное значение. Такое же отношение должно быть и у вас. Передвижение толчками - ползание на одном колене с волочением другой ноги сзади - выглядит достаточно забавно, как и способ передвижения тех детей, которые садятся на ягодицы и скользят на них по полу, отталкиваясь ногами. Но всем этим детям, в том числе и вашему, выбранный ими способ помогает достичь цели.


БЕСПОРЯДОК В ДОМЕ
Теперь, когда мой сын начал ползать по всему дому и хватать все подряд, я не могу справиться с тем беспорядком, который он устраивает. Должна ли я попытаться контролировать его, или мне сдаться?

Беспорядок в доме может быть вашим злейшим врагом, но он лучший друг для ребенка, желающего постичь неизведанное. Дом, который поддерживается в безупречной чистоте и порядке, представляет собой такой же интерес для ребенка, совсем недавно ставшего подвижным, как пруд с застоявшейся водой для Христофора Колумба. В пределах здравого смысла (вам не следует позволять ребенку разрывать на мелкие кусочки вашу чековую книжку или переставлять ценный фарфор) и соблюдения требований безопасности вашему ребенку требуется разжигать и удовлетворять свое любопытство так же, как он упражняет мускулы. Позволить ему бродить по дому и устраивать беспорядок необходимо как для его интеллектуального, так и физического развития. Если родители маленьких детей пытаются бороться с этой реальностью и поддерживать дом в такой же чистоте, как и до появления в нем ребенка, их ждет разочарование и потеря душевного покоя.

Начните с безопасного дома
Хотя нет ничего страшного в том, что ребенок разбросает одежду по полу спальни или построит домик из салфеток на линолеуме в кухне, нельзя допускать, чтобы он сталкивал друг с другом стеклянные бутылки или выливал на ковер моющее средство с хлоркой. Так что перед тем, как выпустить ребенка на свободу, убедитесь в том, что дом безопасен для него и защищен от него.

Сдерживайте хаос
Вы будете чувствовать себя значительно спокойнее, если попытаетесь ограничить распространение хаоса детской комнатой или определенным местом в доме. Это означает, что вам следует позволить ребенку свободно перемещаться только по своей комнате, кухне или гостиной, где вы чаще всего проводите время вместе. Разумеется, если у вас маленькая квартира, вы не сможете установить такие ограничения для ребенка, поэтому вам придется каждый вечер ликвидировать последствия дневного разгрома.

Вы также можете снизить потенциальный беспорядок, плотно поставив книги в полках, до которых способен добраться ребенок, оставив несколько не рвущихся детских книг в доступном месте, откуда он их сможет легко достать; закрыв на замок шкафчики и ящики (в первую очередь те, в которых хранятся бьющиеся, ценные и опасные предметы), убрав большую часть тяжелых и бьющихся безделушек с низких столиков, оставив только те, которые можно дать ему для игры. Выделите ребенку отдельный шкафчик или ящик, чтобы он считал его своим и заполнял такими предметами, как бумажные стаканчики и тарелки, деревянные ложки, металлические чашечки и кастрюльки, пустые коробки и пластмассовые бигуди.

Не чувствуйте себя виноватой из-за того, что вы не позволили ребенку разрисовать ванну своей губной помадой, вырвать страницы из вашей любимой книжки, рассыпать содержимое коробки с детской кашей по всему полу в кухне и изменить общий стиль интерьера вашего дома по его вкусу. Установив четкие драницы, вы не только сохраните свою психику здоровой, но также поможете развитию ребенка - детям нужно, чтобы для них устанавливали границы.

Сдерживайте себя
Не ходите за ребенком по пятам, когда он производит разрушения, чтобы сразу же ликвидировать последствия. Это может привести его в отчаяние, вызвав чувство, что все его старания не только неприемлемы, но и тщетны. И вы сами будете огорчены, если ребенок немедленно восстановит беспорядок, который вы только что ликвидировали. Вместо этого делайте серьезную уборку 2 раза в день, сначала после утренних игр, когда ребенок спит или находится в манеже, затем в конце дня или вечером, после того как уложите его спать.

Приучайте ребенка к порядку
Не делайте серьезную уборку, пока ребенок находится рядом. Но в конце каждого игрового периода вы можете взять пару вещей и привлечь к себе его внимание, сказав: "А теперь не поможешь ли ты маме собрать игрушки и убрать их?" Дайте ему один из кубиков, чтобы он положил его обратно в ящик с игрушками, кастрюлю, чтобы он вернул ее в шкафчик, или какую-нибудь бумажку, чтобы он выбросил ее в мусорную корзину, сопровождая аплодисментами каждое его усилие. Хотя в течение ближайших нескольких лет он по-прежнему гораздо чаще будет устраивать беспорядок, чем делать уборку, рано или поздно эти ранние уроки помогут ему понять, что каждая вещь должна иметь свое место.

Позвольте ребенку устраивать беспорядок в спокойной обстановке
Не ругайте постоянно ребенка, не позволяйте ему почувствовать, что проявления его естественного и здорового детского любопытства - это плохо или что он сам плохой. Если ребенок совершит поступок, повторения которого вы бы не хотели, дайте ему это понять, но как учитель, а не как судья.

Вы не можете его победить, но не присоединяйтесь к нему
Хотя вполне допустимо и даже необходимо позволять ребенку устраивать беспорядок, плохо, если его всегда окружает хаос. Если ребенок будет знать, что, оставляя все вокруг неприбранным перед отходом ко сну, он вновь увидит чистоту и порядок ранним утром, это укрепит его чувство защищенности.


ПИЩА, ПОДНЯТАЯ С ПОЛА
Мой ребенок всегда бросает недоеденный крекер на пол, после чего подбирает его и ест снова. Не опасно ли это?

Даже если вы не поддерживаете полы в своем доме в такой чистоте, что "с них можно есть", вашему ребенку ничего не будет угрожать, если он устроит на полу небольшой пикник. На полу есть микробы, но в незначительном количестве и по большей части такие, с которыми ребенок контактировал и раньше.

Однако существуют и исключения. Хотя бактерии не имеют подходящих условий для размножения на сухой поверхности, они начинают размножаться очень быстро, когда на поверхность попадает влага. Если у вас есть выбор, не позволяйте ребенку есть пищу, упавшую на пол ванной, в лужу или на другую влажную поверхность. Пища, на которую попала влага, уже представляет собой проблему. Крекер или любой другой продукт, побывавший во рту, а затем оставленный (даже на сухой поверхности) на несколько часов, уже не годится для еды, поскольку за это время на нем успели размножиться бактерии. Так что не оставляйте влажные недоеденные продукты в таких местах, где до них может добраться ребенок. Разумеется, у вас не всегда будет выбор: дети часто находят закатившийся в дальний угол кусочек и засовывают его в рот, прежде чем вы успеете его остановить. К счастью, это редко приводит к болезни.

На улице вам также необходимо быть настороже. Хотя многие дети бросают на улице пустышку, а затем возвращают ее в рот без всяких вредных последствий для себя, риск подцепить болезнетворный микроб существует. Заменяйте или ополаскивайте любую пищу, бутылочку, пустышку или игрушку, упавшую на улице, особенно на влажную землю. На игровых площадках, куда собакам закрыт доступ и где соблюдаются чистота и порядок, у вас, вероятно, будет меньше причин для беспокойства, если только земля не сырая - вполне достаточно просто смахнуть пыль с поверхности. Но даже там лужи могут стать пристанищем опасных микробов, и детям следует держаться подальше от них.


ПРИВЫЧКА ВСЕ ТАЩИТЬ В РОТ
Мой сын все тащит в рот. Теперь, когда он большую часть времени играет на полу, я не могу проследить за этим. Что для него безопасно, а что нет?

В рот младенца попадает все, что туда помещается: грязь, песок, собачий корм, тараканы и другие насекомые, сигаретные окурки, засохшие куски пищи и даже содержимое грязных подгузников. Хотя очевидно, что лучше не позволять ребенку таким образом дегустировать, это не всегда возможно. Редкий ребенок способен пройти стадию ползания без того, чтобы по крайней мере однажды не попробовать нечто такое, от чего его родители приходят в ужас.

Но вам больше следует бояться не того, что нестерильно, а того, что используется для поддержания чистоты. Грязь редко способна причинить вред ребенку, однако капля чистящего или моющего средства может привести к серьезному отравлению. Вам необходимо убрать за пределы досягаемости ребенка вещества, представляющие наибольшую угрозу для него. Если вы застали его на полу с видом кота, собирающегося проглотить канарейку, сожмите ему щеки большим и указательным пальцем одной руки, чтобы открыть рот, и согнутым пальцем другой руки выньте предмет изо рта.

Наибольшее внимание, кроме ядовитых веществ, следует обращать на пищу, уже начавшую портиться. Вызывающие заболевания бактерии и другие микроорганизмы способны быстро размножаться при комнатной температуре, так что позаботьтесь о том, чтобы испортившаяся или только начавшая портиться пища находилась в недоступном для ребенка месте.

Вам также следует очень внимательно следить за тем, чтобы ребенок не брал в рот предметы, которыми можно подавиться, - пуговицы, пробки от бутылок, скрепки для бумаги, булавки, монеты и т.д.


ЭРЕКЦИЯ
Когда я меняю подгузники своему ребенку, у него порой бывает эрекция. Не потому ли, что я задеваю его половой член?

Эрекция у вашего сына является нормальной реакцией на прикосновение к чувствительному сексуальному органу - так же, как и эрекция клитора у маленьких девочек, которая менее заметна, но, вероятно, так же широко распространена. У младенцев эрекция может случаться, когда подгузник трется о половой орган, при сосании груди или купании в ванной. У всех маленьких мальчиков порой бывает эрекция (хотя их матери могут этого не замечать), но у некоторых она бывает чаще, чем у остальных. Такая эрекция не требует особого внимания с вашей стороны.


ЗНАКОМСТВО С ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ
Если моя дочь находится без подгузников, она играет со своими половыми органами. Это нормально для такого раннего возраста?

Дети обладают сексуальностью с самого рождения или, точнее говоря, даже до рождения - эрекция у зародышей мужского пола наблюдается еще в утробе матери. Некоторые дети, в том числе и ваш ребенок, начинают заниматься исследованием своей сексуальности в середине первого года, другие - только в конце. Этот интерес неизбежен и является такой же закономерной частью детского развития, как и созерцание пальчиков на руках и ногах, имевшее место ранее. Попытки подавить такое любопытство (так считали представители предыдущих поколений) так же противоестественны, как попытки подавить интерес ребенка к собственным пальцам.

Независимо от того, что вы могли слышать раньше, нет никакого вреда - ни физического, ни психологического - в том, что дети трогают свои половые органы. Однако дав ребенку почувствовать, что он "плохой" из-за того, что предается таким играм, вы можете нанести большой ущерб его будущей сексуальности и чувству собственного достоинства. Кроме того, превращение самостимуляции в табу способно сделать ее более привлекательной. Когда ваша дочь станет достаточно взрослой, вы должны объяснить ей, что половые органы являются интимной частью тела и, хотя вполне нормально трогать их своими руками, это нельзя делать при посторонних или допускать, чтобы их трогал кто-то еще.


СОБИРАНИЕ ГРЯЗИ
Моя дочь любит ползать на игровой площадке, если я ей позволяю. Но земля такая грязная...

Дети, которых заставляют наблюдать со стороны за играми других детей, когда они хотят принять участие во всеобщей возне, вероятно, останутся чистыми, но неудовлетворенными. Дети легко отмываются. Наиболее заметную грязь можно удалить при помощи гигиенической салфетки или предварительно смоченным платком, а грязь, въевшуюся в тело, вы сможете отмыть позднее при купании. Даже та грязь, которая в конце концов оказывается у них во рту (дети, проводящие на улице достаточно долгое время, неизбежно потребляют некоторое количество земли и песка), не представляет собой угрозы; вам может стать плохо, если вы увидите, что ваш ребенок ест землю, но с ним такое вряд ли произойдет. Так что не будьте излишне чувствительны и, предварительно убедившись в том, что на земле нет осколков стекла или собачьих экскрементов, позвольте своему малышу поползать вокруг под вашим внимательным наблюдением. Если она испачкается в чем-то по-настоящему грязном, протрите ей руки гигиенической салфеткой и отправьте продолжать исследования.

Не все дети любят быть грязными. Некоторые предпочитают оставаться наблюдателями, вместо того чтобы принимать участие в играх. Если ваш ребенок один из них, убедитесь в том, что он колеблется не потому, что, как ему кажется, вы не хотите, чтобы он испачкался. Поощряйте его к большей активности, но не принуждайте к этому.

Мягкие ботиночки или туфельки защитят ноги вашей до-чети во время ползания по твердой поверхности; при ползании по траве в теплую погоду лучше оставлять ее босой. Будет легче для ее коленей (но сложнее для стирки), если во время таких экскурсий на ней будут надеты штанишки или комбинезон. Если вы испытываете особую гордость, когда в общественных местах ваш ребенок выглядит свежим и чистым, храните в сумке смену одежды для игр.


БУЙНЫЕ ИГРЫ
Мой родственник любит устраивать с нашим сыном буйные игры, подбрасывая его в воздух и делая другие рискованные трюки. Ребенку, судя по всему, это нравится, но насколько это безопасно?

Нет, такое обращение небезопасно. В большинстве случаев вы можете доверять реакции ребенка, который даст вам понять, что он еще не готов для какого-то новшества, например, к переходу на твердую пищу или вставанию на ноги, но не когда дело доходит до буйных игр. Дети получают удовольствие от ощущения, когда их кружат, взяв за руки, или подбрасывают в воздух (хотя некоторые этого боятся), но такое обращение может быть крайне опасным для детей младше 2 лет.

Существует несколько типов серьезных повреждений, которые случаются в результате подобных подбрасываний ребенка в воздух или энергичной тряски (если вы бегаете трусцой с ребенком в нагрудном рюкзачке). Одним из них является инсульт от резкого сотрясения головы (такой же, который может получить взрослый при заднем столкновении в автомобильной аварии). Поскольку голова ребенка очень тяжелая по сравнению с остальными частями тела, а шейные мускулы еще не полностью развиты, голова поддерживается недостаточно хорошо. Когда ребенка сильно трясут, его голова резко запрокидывается вперед-назад, в результате чего мозг ударяется о череп. Такие удары могут вызвать опухоль, кровоизлияния, повышение внутричерепного давления и порой длительное неврологическое повреждение с ущербом для умственных или физических способностей ребенка. Другая опасность - травма хрупких детских глаз. Если произойдет отслоение сетчатки или повредится глазной нерв, то могут возникнуть проблемы со зрением или даже слепота. Риск получения травмы увеличивается, если ребенка держат во время тряски вниз головой, поскольку в таком состоянии повышается внутричерепное давление, от которого лопаются тонкие кровеносные сосуды. Такие повреждения случаются сравнительно редко, но последствия могут быть настолько серьезными, что рисковать не стоит.

Некоторые другие виды обращения с ребенком также небезопасны в таком возрасте. Поскольку у младенцев (и даже маленьких детей) очень слабые связки, не кружите его в воздухе, держа за конечности, и не дергайте резко за руку (для того, чтобы заставить его идти, когда он не хочет). В результате может случиться очень болезненный (хотя легко исправимый) вывих локтевого или плечевого сустава.

Это не означает, что активные игры надо полностью исключить; просто при подобных забавах необходимо соблюдать повышенную осторожность. Многие малыши любят "летать", когда их надежно держат за середину туловища, и плавно скользить по воздуху, принимать участие в матчах по "борьбе" и щекотке, убегать от преследования, ползая на четвереньках. Однако есть дети, которые не любят буйные игры, и они имеют право на более мягкое обращение даже со стороны несдержанных родственников.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНЕЖА
Когда мы купили манеж пару месяцев назад, наш ребенок не возражал против того, чтобы проводить в нем много времени. Теперь он не хочет находиться там больше 5 минут.

Раньше манеж не ограничивал свободу вашего ребенка, теперь он начинает понимать, что за его пределами существует целый мир, с которым необходимо познакомиться.

Следите за реакцией ребенка и используйте манеж только при необходимости: в том случае, если ребенка нужно посадить туда ради его собственной безопасности или изредка и лишь на короткое время - для вашего удобства. Ограничьте время пребывания ребенка в манеже 15-20 минутами за раз, что является тем максимумом, который способен выдержать активный восьмимесячный ребенок. Меняйте компанию, с которой ему там приходится проводить время, почаще обновляя набор игрушек, чтобы он не начал скучать. Если ребенок предпочитает видеть и слышать вас во время своих игр, поставьте манеж рядом с тем местом, где вы находитесь; еслцд. он дольше сохраняет терпение, когда вы находитесь вне поля его зрения, разместите манеж в соседней комнате (но часто проверяйте ребенка). Если он начнет протестовать до того, как выйдет установленное вами время, попробуйте ему дать какую-нибудь новую игрушку, например несколько кастрюль и сковородок или пустую пластиковую бутылку из-под газированной воды (без пробки). Если это не принесет успеха, освободите его, как только у вас появится возможность.

Не забывайте о возможности побега. Подвижный и сообразительный ребенок способен вырваться на волю, забравшись на большую игрушку, поэтому не держите их в манеже. Также не вешайте игрушки на стенки манежа.

Моя дочь может оставаться в манеже весь день напролет, если ей позволить, но я не уверена, что для нее это хорошо.

Некоторые спокойные дети бывают совершенно счастливы, когда их оставляют в манеже на несколько часов, даже в конце первого года. Может быть, они просто не понимают, что теряют, или недостаточно активны для того, чтобы требовать освобождения. Но хотя подобная ситуация позволяет матери успеть многое сделать, она препятствует как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка. Поэтому предоставьте ребенку возможность посмотреть на мир по-новому.


ЧТЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА
Я хотела бы развить у своего сына интерес к чтению. Не слишком ли сейчас рано начинать ему читать?

В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, вероятно, не стоит медлить с чтением для ребенка. Некоторые считают, что есть смысл читать ребенку, пока он находится в утробе, а многие начинают это делать сразу после рождения. Но только где-то во второй половине первого года ребенок начинает принимать активное участие в процессе чтения, вначале лишь пожевывая уголки книги. Вскоре он начинает обращать внимание на слова, которые вы ему читаете (на этой стадии - скорее на звуковой ритм слов, чем на их значение) и на иллюстрации (получая удовольствие от их цвета и формы, но далеко не сразу начиная связывать картинки со знакомыми ему предметами).

Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению, воспользуйтесь следующими советами.

Читайте сами
Чтение для ребенка будет иметь меньший эффект, если вы сами проводите больше времени перед телевизором, чем за книгой (газетой или журналом). Хотя родителям маленького ребенка достаточно сложно найти момент для тихого чтения, результат стоит затраченных усилий: ребенок более охотно делает то, что делаете вы сами, а не то, что вы ему говорите. Прочитайте несколько страниц из книги, пока вы кормите грудью или даете ребенку бутылочку, читайте книгу в его комнате, пока он играет, держите книгу на своем ночном столике, чтобы читать ее перед сном и показывать ребенку: "Это мамина книжка".

Начните собирать детские книги
На полках книжных магазинов стоят тысячи детских книжек, но лишь ограниченное их количество подходит для начинающих. Выбирая книги, руководствуйтесь следующим.

  • Крепкая конструкция, способная противостоять разрушительному воздействию. Самыми прочными являются книжки с многослойными картонными страницами, имеющими закругленные углы, которые остаются целыми, даже побывав во рту, и не рвутся, когда их переворачивают детские ручки. Пружинный переплет на картонной книжке является дополнительным плюсом, поскольку не только позволяет книге лежать широко открытой, но ребенок может также играть с любопытной для него спиральной конструкцией. Пластиковые книжки хорошо подходят для купания в тех редких \ случаях, если ребенок способен сидеть в ванне достаточно спокойно для того, чтобы сосредоточиться на чтении. Чтобы такие книги не покрывались плесенью, сушите их после каждого купания и храните в сухом месте.
  • Иллюстрации в книжке должны представлять собой четкие и яркие реалистичные изображения знакомых предметов, таких, как животные, автомобили, игрушки и дети. Картинки не должны быть слишком насыщенными, чтобы ребенок не перегружался информацией после одного короткого взгляда.
  • Текст, не слишком сложный для восприятия. Стихи - это лучшая возможность привлечь внимание ребенка, когда вы читаете ему вслух, поскольку он слушает для того, чтобы услаждать слух, а не ради понимания, и пройдет еще много месяцев, прежде чем он сможет следить за сюжетной линией. Книжки с одним словом или одной строчкой на странице также хороши, они помогают ребенку расширять словарный запас.
  • Активные дополнения. Книги, которые позволяют вести игры типа "ку-ку", имеющие различные на ощупь поверхности, стимулирующие изучение текстур, и книги, скрывающие сюрпризы под маленькими отворотами, поощряют слуховое восприятие.
  • Печатный материал, предназначенный на выброс. Дети любят рассматривать и вертеть в руках журналы с большим количеством цветных иллюстраций, поэтому храните небольшую коллекцию для вашего ребенка (однако позаботьтесь о том, чтобы ребенок не брал в рот газеты и журналы. В типографской краске содержится большое количество свинца, и попадание краски внутрь очень опасно).

Учитесь читать специально для ребенка
Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения. Останавливайтесь на каждой странице для того, чтобы подчеркнуть основную мысль ("Посмотри на маленького мальчика, упавшего с холма" или "Видишь, как смеется собачка?") или показать ему на животных и людей ("Это корова. Коровы говорят "му-у" или "Это ребенок в колыбели - его укачивают, чтобы он уснул").

Делайте чтение привычкой
Вставьте чтение в распорядок дня - по нескольку минут по крайней мере дважды в день, когда ребенок спокоен, но в то же время внимателен и когда его уже покормили. Перед дневным сном, после обеда, после купания и перед укладыванием в постель на ночь - все это хорошее время для чтения. Но читайте только тогда, когда ребенок восприимчив, не заставляйте его слушать, когда ему хочется поползать на четвереньках или заняться музыкой при помощи двух крышек от кастрюль.

Держите библиотеку открытой
Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы их достать в любой момент. Порой ребенок, который не хочет садиться и читать с мамой или папой, будет не прочь "почитать" самостоятельно, переворачивая страницы и рассматривая картинки в удобном для себя темпе.


ЛЕВО- ИЛИ ПРАВОРУКОСТЬ
Я заметила, что мой ребенок берет игрушки и тянется за ними обеими руками. Должна ли я его поощрять использовать в основном правую руку?

Мы живем в мире, где к представителям меньшинства относятся не так, как ко всем остальным; леворукие люди - меньшинство,-составляющее около 10% от всего населения Земли, - не являются здесь исключением. Большинство дверей, утюгов, ножей для чистки картофеля, ножниц, столовых приборов и т.д. сконструировано для правой руки, а левши обречены отбивать локти за обеденным столом и отвечать на рукопожатия "неправильной" рукой. Многие родители не хотят, чтобы их дети принадлежали к меньшинству, и пытаются привить праворукость своим леворуким отпрыскам.

Недавно считалось, что такое родительское давление с целью изменить генетически предопределенный признак приводит к заиканию и замедлению в развитии различных навыков. Хотя в настоящее время специалисты по-прежнему не рекомендуют изменять естественную ориентацию ребенка, они предполагают, что несколько характерных особенностей - как позитивных, так и негативных - генетически связано с леворукостью. Многие из них связывают расхождения, существующие между левшами и правшами, с разницей в развитии левого и правого полушарий мозга. У левшей доминирует правое полушарие мозга, благодаря чему у них хорошо развиты пространственные связи, и, видимо, поэтому левшей так много в таких областях, как спорт, архитектура и искусство. Поскольку среди левшей больше мальчиков, чем девочек, существует теория, согласно которой уровень тестостерона (мужского гормона) как-то влияет на развитие полушарий мозга и выбор доминирующей руки. Требуется провести еще много исследований, прежде чем мы сумеем понять, что заставляет человека становиться лево- или праворуким и как выбор руки влияет на различные аспекты его жизни.

Большинство детей поначалу в одинаковой степени пользуются обеими руками; некоторые отдают предпочтение одной из рук уже в первые месяцы, другие не делают этого вплоть до первого дня рождения. Некоторые дети сначала больше пользуются одной рукой, а затем переключаются на другую. Важно позволить ребенку использовать ту руку, которую он предпочитает сам, а не ту, которую вы выбрали за него. Поскольку около 70% населения являются ярко выраженными правшами (остальные 20% могут одинаково хорошо владеть обеими руками), вы можете предположить, что ваш ребенок будет одним из них до тех пор, пока не проявит противоположную склонность. Постарайтесь ориентировать его на работу правой рукой. Если ваш ребенок будет поворачиваться и брать предметы левой рукой или брать правой, а затем перекладывать в левую, то, возможно, он находится на пути к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом или спроектировать самое высокое в мире здание.


ЗАЩИТА ДОМА ОТ РЕБЕНКА
Я всегда думала, что ребенок не изменит стиль нашей жизни. Но когда наша маленькая дочь начала повсюду ползать, многие ценные вещи оказались под угрозой. Должна ли я убрать все ценные предметы, или мне следует научить ее держаться от них подальше?

Если вы не хотите увидеть, как хрустальная чаша, купленная вами в Париже, или ваза веджвудского фарфора, подаренная на свадьбу лучшей подругой, разбились на мелкие осколки у ног вашей малышки, уберите их в недоступное для нее место до тех пор, пока она не подрастет настолько, что сможет относиться к ним с уважением. Поступите точно так же с предметами (как ценными, так и нет), которые достаточно тяжелы и могут нанести ей травму в случае падения.

И все же ваша семья вовсе не должна ближайшие несколько лет жить в доме, лишенном всяких украшений. Если вы хотите научить ее жить рядом с тонкими и хрупкими вещами, то должны начать знакомство с некоторыми из них уже сейчас. Оставьте несколько самых прочных и наименее ценных предметов из вашей коллекции в пределах досягаемости малышки. Когда она потянется к ним, твердо скажите ей: "Не трогай, это мамино и папино". Дайте ей игрушку и объясните, что это ее игрушка. Хотя вы не можете надеяться на то, что она послушается сразу же (у младенцев короткая память), в конце концов ребенок вас поймет, и вы сможете извлечь из запасников все свои ценные вещи.

следующая глава

 

Hosted by uCoz