на предыдущую страницу 1 2 на следующую страницу | |
ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ВАС БЕСПОКОЙСТВО | |
Ее дом Ее образ Ее ребенок Ее мужчина Ее любимец Ее литература Тесты | СЕБОРЕЙНЫЙ ДЕРМАТИТ Себорейный дерматит очень часто встречается у младенцев, и ваша дочь вовсе не обречена всю жизнь страдать от перхоти. Себорейный дерматит в мягкой форме, когда кожа головы покрыта жирными чешуйками, хорошо удаляется, если быстрыми движениями смазать голову растительным маслом или вазелином, чтобы размягчить чешуйки, а затем тщательно вымыть ее шампунем. Но если чешуйки плотные и (или) есть струпья, может пойти на пользу ежедневное применение антисеборейного шампуня или мази, содержащей салицилат серы (следите за тем, чтобы она не попадала ребенку в глаза, после того как вы смазали голову маслом). Но если это не помогает, прервите лечение и обсудите проблему с доктором. Поскольку себорейный дерматит обычно усиливается от пота, постарайтесь содержать голову ребенка в сухости и прохладе, поэтому надевайте на него шапочку, только если в этом есть необходимость, и снимайте сразу же, как только окажетесь в теплом помещении. В особо серьезных случаях себорейная сыпь может распространиться на лицо, шею или ягодицы. Если такое произойдет, детский доктор пропишет лекарство. Иногда себорейный дерматит может продержаться довольно долго даже после того, как ребенок выйдет из младенческого возраста. Поскольку данная проблема имеет чисто косметический характер, активное Лечение (использование специального кортизона, способного на время сдержать распространение чешуек) обычно не рекомендуется, но такую возможность, несомненно, стоит обсудить с вашим детским врачом. УЛЫБКА РЕБЕНКА Не унывайте. Даже самые счастливые дети начинают по-настоящему улыбаться только после 6-7 недель. Вы сумеете отличить первую настоящую улыбку - ребенок улыбнется всем лицом, и вы сможете подготовить его к этому, играя и разговаривая с ним, лаская его. Так что улыбайтесь своему малышу, почаще с ним разговаривайте, и очень скоро он улыбнется вам в ответ. АГУКАНЬЕ Грудные дети первым делом начинают произносить гласные звуки "а", "е", "о", "у", и это происходит между первым и концом второго месяца. Поначалу мелодичное агуканье, сопровождаемое гортанными звуками, кажется совершенно случайным, но затем вы начинаете замечать, что оно обращено к вам, когда вы разговариваете со своим малышом, или к плюшевой игрушке в манеже, погремушке, висящей над кроваткой, или даже к цветку на полке. Подобные вокальные упражнения часто практикуются как для собственного удовольствия, так и для вашего: ребенку словно бы нравится слушать звуки собственного голоса. Они также имеют образовательное значение: ребенок узнает, какие комбинации горла, языка и губ позволяют произносить различные звуки. Для родителей агуканье - долгожданный шаг, ведущий на новый уровень общения. И это только начало. За период от нескольких недель до нескольких месяцев ребенок добав--ляет к своему репертуару громкий смех (обычно в 3,5 месяца), повизгивание (к 4,5 месяца) и несколько согласных звуков. Диапазон первых согласных, произносимых ребенком, очень широк - некоторые дети начинают произносить несколько похожих на согласные звуков на третий месяц, другие - только к пятому-шестому месяцу. Когда ребенок начинает экспериментировать с согласными, он обычно находит сразу один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании ("ба", "га", "да") снова и снова. На следующей неделе он может наткнуться на новую комбинацию и словно бы забывает про первую, но это не так. Поскольку способность ребенка к концентрации ограничена, он обычно тратит все силы на то, чтобы за какой-то промежуток времени хорошо овладеть одной комбинацией. Следом за двусложными звуками с одним согласным ("а-га", "а-ба", "а-да") ребенок приблизительно в 6 месяцев начинает произносить нараспев целые цепочки согласных ("да-да-да-да-ад-да"), что обычно и называют детским лепетом. К восьми месяцам многие дети умеют произносить похожие на слова двусложные звуки ("да-да", "ма-ма", "ба-ба"), не придавая им конкретного смысла, обычно вплоть до 10-11-го месяца. Умение произносить все согласные у многих детей приходит значительно позже, часто только к 4-5 годам. Совершенно нормальные дети испытывают трудности с некоторыми согласными (обычно "л" и "с") даже в школьные годы. Наш малыш не может произносить те же агукающие звуки, которые его старший брат произносил в 6 недель. Есть ли у нас причины для беспокойства? Некоторые нормальные дети начинают овладевать языком раньше среднего возраста, другие - позже. Около 10% младенцев начинают агукать к концу первого месяца жизни, 10% - с третьего месяца. Некоторые начинают произносить цепочки согласных до 4,5 месяца; другие - только в 8 месяцев. Ранняя вербализация может указывать на хорошие способности овладения языком (хотя этому нет определенных доказательств); у детей, которые сильно отстают и попадают в меньшие 10%, могут быть проблемы с развитием или здоровьем, но об этом тоже нельзя судить определенно. Ясно только то, что вам еще рано испытывать беспокойство из-за того, что ребенок не произносит какие-то звуки, поскольку его отставание пока еще в пределах нормы. Если в последующие несколько месяцев, несмотря на все ваши усилия, вам покажется, что ваш ребенок отстает от основных показателей развития, поговорите с вашим детским доктором. Не исключено, что вы просто не замечаете вокальных успехов своего малыша в силу своей занятости (такое порой случается со вторым ребенком). В редких случаях, когда возникает реальная проблема, ранняя диагностика помогает успешно ее решить. КРИВЫЕ НОЖКИ Почти с полной уверенностью можно ответить утвердительно. Большинство младенцев появляется на свет с кривыми и немного косолапыми ножками. Это объясняется нормальным изгибом ног новорожденного в ограниченном пространстве матки. После нескольких месяцев в таком положении его ноги по-прежнему остаются согнутыми или кажутся повернутыми внутрь. В последующие месяцы, когда ноги вашего ребенка начнут сгибаться, он станет ползать, а затем ходить, они постепенно выпрямятся. Это почти всегда происходит естественным путем. Чтобы убедиться в том, что проблема с ногами вашего ребенка не является следствием какого-либо отклонения, выскажете свое беспокойство доктору во время очередного визита. Доктор, вероятно, уже проверил ступни вашего ребенка, но дополнительный осмотр не повредит. СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ Если что-то способно в большей степени вселять тревогу, чем полная комната беременных женщин, сравнивающих свои животы, так это группа молодых матерей, сравнивающих своих младенцев. Точно так же, как не бывает двух беременных женщин с абсолютно одинаковыми животами, так и нет двух одинаковых младенцев. Нормы развития (те, которые приводятся в начале каждой главы этой книги) применимы для сравнения вашего ребенка с широким спектром нормально развивающихся младенцев, с тем чтобы оценить его прогресс и выявить какие-либо проблемы. Но сравнение вашей дочки с чьим-либо или даже с вашим старшим ребенком способно только вызвать целый ряд необоснованных страхов и разочарований. Двое совершенно нормальных младенцев могут развиваться в разных областях с совершенно различной скоростью: один может вырваться вперед в произнесении звуков и общении, другой - в чисто физических показателях. Различия между детьми становятся еще более заметными к концу первого года: один очень рано начал ползать, но пошел только в 15 месяцев, другой - вообще не ползал, но в 10 месяцев внезапно начал делать самостоятельные шаги. Затем следует иметь в виду, что оценка матерями развития своих детей крайне субъективна и не всегда точна. Одна мать может даже не понять, что частое агу-канье является признаком раннего языкового развития, в то время как другая, услышав один невнятный звук, начинает всем хвастать: "Она сказала "мама"!" Таким образом, можно сделать вывод, что сравнение детей не приносит хороших результатов и лучше этим не заниматься, а также постараться избегать людей, любящих проводить сравнения. Если вы не способны полностью проигнорировать навязчивые расспросы, разумнее всего помнить о том, насколько бессмысленны всякие сравнения. Ваш ребенок, точно так же как и ваш живот, предшествующий появлению его на свет, - единственный в своем роде. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЮКЗАЧКОВ ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ РЕБЕНКА Хотя специальные рюкзачки - матерчатые мешки с лямками - сравнительно недавно приобрели популярность, они в той или иной форме применялись представителями других культур с доисторических времен. На это есть по крайней мере три веские причины. Во-первых, дети любят, когда их носят таким образом, они получают удовольствие от равномерных движений, близости к теплому телу. Во-вторых, дети меньше плачут остальную часть дня, если их перед этим долго носили, что гораздо проще делать, используя специальный рюкзачок. И в-третьих, рюкзачки дают возможность матерям заниматься своими делами и одновременно носить ребенка. Однако, хотя рюкзачки и очень удобны для родителей, необходимо иметь в виду следующее. Перегрев Недостаток стимуляции Слишком много сна Риск повреждений ИММУНИЗАЦИЯ К сожалению, рассказ о пользе всеобщей иммунизации не может привлечь к себе столько внимания, как история, описывающая крайне редкий случай, когда она привела к фатальным последствиям. Так что современные родители больше наслышаны о риске, связанном с иммунизацией, чем о том, какую пользу она приносит. И все же, как вам наверняка объяснил ваш педиатр, для подавляющего большинства младенцев польза от прививок намного перевешивает связанный с ними риск. Не так давно в США главной причиной смерти младенцев были инфекционные заболевания, такие, как дифтерия, тиф и оспа. Корь и коклюш были настолько распространены" что лишь немногим детям удавалось избежать этих заболеваний, и тысячи малышей умирали или получали серьезные осложнения. Родители со страхом ожидали наступления каждого лета, приносящего вместе с собой эпидемию полиомиелита, убивающего и калечащего большое число детей. Сегодня оспа полностью побеждена, дифтерия и тиф крайне редки. Лишь ничтожно малый процент детей ежегодно болеют коклюшем, а полиомиелит является болезнью, о которой молодые матери даже не слышали. Современный ребенок имеет больше шансов погибнуть в автомобильной аварии из-за того, что его не посадили в детское сиденье, чем от инфекционного заболевания. И причиной тому - всеобщая иммунизация. Принцип иммунизации основан на том, что после заражения ослабленными или мертвыми микроорганизмами, вызывающими заболевание (в форме вакцины), или токсинами, которые они производят, происходит их расщепление теплом тела или химическими веществами (превращаясь в токсоид), после чего организм приобретает способность вырабатывать антитела, которые бы он вырабатывал, если бы на самом деле был заражен данным заболеванием. Вооруженные специальной памятью, являющейся уникальной особенностью иммунной системы, эти антитела "узнают" болезнетворные микроорганизмы в том случае, если они атакуют организм, и уничтожают их. Еще древние заметили, что если человек перенес какое-то инфекционное заболевание, то он скорее всего не заболеет им снова, поэтому людей, которые выжили после чумы, часто использовали для ухода за больными. В своем настоящем виде иммунизация появилась еще в XVIII веке. Шотландский врач Эдвард Дженнер решил проверить на опыте старое поверье, согласно которому человек, перенесший коровью оспу, никогда не заболеет ее смертоносной разновидностью. В 1796 году Дженнер сделал два неглубоких надреза на руке здорового восьмилетнего мальчика и смазал их гноем, вы-давленным из болячек на теле доярки, инфицированной коровьей оспой. Через неделю у ребенка незначительно поднялась температура, а затем на руке появилась пара маленьких оспин. Впоследствии он вступал в контакт с людьми, боль--ными оспой, но не заболел. Он приобрел иммунитет. В настоящее время иммунизация ежегодно спасает тысячи жизней. Но здесь не все обстоит благополучно. Хотя большинство детей имеют лишь слабую реакцию на прививки, некоторые из них заболевают, а иногда и очень серьезно. Однако реальная защита от серьезных заболеваний намного превосходит возможную опасность для всех детей, кроме тех, кто принадлежит к группе повышенного риска. И точно так же, как вы принимаете определенные меры предосторожности, чтобы снизить риск при переходе улицы (переходя ее на зеленый свет и посмотрев в обе стороны) или во время поездки в автомобиле (ведя машину осторожно и используя ремни безопасности), вы точно так же можете, соблюдать меры o предосторожности, когда делаете прививку своему ребенку. Перед тем как сделать укол, убедитесь в том, что ребенок совершенно здоров, и следите за возможным появлением побочных эффектов, чтобы сразу сообщить о них доктору. Первый, широко распространившийся вид иммунизации - прививка от оспы - был настолько успешен, что теперь в нем больше нет необходимости, так как эта болезнь, по всей видимости, полностью побеждена. Есть надежда на то, что всеобщая иммунизация когда-нибудь победит все остальные серьезные заболевания. А пока этого не произошло, вашему ребенку, если он не входит в группу риска, вероятно, будут сделаны следующие прививки. АКДС
Что вам следует знать о прививке АКДС
От температуры и боли ребенку можно дать детский ацетаминофен (если ацетаминофен дать сразу после укола для профилактики, то он в значительной мере ослабит реакцию). Теплый компресс, наложенный на область укола, также поможет снизить чувство дискомфорта, испытываемое ребенком. Жар и болезненные ощущения могут становиться все более серьезной проблемой с каждой новой дозой АКДС, но тошнота и общее беспокойство проявляются реже. Когда звонить доктору
Когда исключать из прививки вакцину против коклюша
Большинство врачей не разрешают делать прививку, если ребенок болен, простужен или у него повышенная температура (очередная прививка АКДС делается через месяц после того, как спадет температура). Вакцинацию обычно не откладывают, если ребенок часто страдает от насморка, вызванного аллергией, и точно известно, что его причиной является именно аллергия, а не инфекция. Во время эпидемий даже дети, принадлежащие к группе повышенного риска, обычно проходят иммунизацию, поскольку опасность, связанная с заболеванием коклюшем (приводит к смерти одного из ста младенцев моложе 6 месяцев), значительно серьезнее опасности от вакцины. При вакцинации, проводимой после 7 лет, обычно рекомендуют исключать вакцину против коклюша, поскольку после этого возраста данное заболевание уже не представляет большой опасности, а опасность от применения вакцины, наоборот, возрастает. После 7 лет также снижают дозировку вакцины против дифтерии, реакция на которую становится более серьезной. Вакцина против полиомиелита Вакцина против полиомиелита доказала свою безопасность, и дети очень редко имеют на нее какую-либо серьезную реакцию после очередной дозы. Но существует микроскопический. риск (примерно один на 8,7 млн.) паралича и чуть больший риск (примерно один на 5 млн.) того, что родители или другие члены семьи заразятся полиомиелитом от иммунизированного ребенка. Живая оральная вакцина против полиомиелита обычно" противопоказана детям, больным раком, тем, чья иммунная система ослаблена от рождения или подавлена болезнью и медицинскими препаратами, а также тем, кто живет в одном доме с человеком, имеющим ослабленную иммунную систему. Таким детям рекомендуется применять неактивную вакцину (1РУ), которая вводится непосредственно в кровь. Некоторые врачи рекомендуют применять 1РУ всем детям для первых двух прививок в 2 и 4 месяца, а 2 последующих раза применять живую оральную вакцину. Корь, паротит, краснуха (ММК) Реакция на комбинированную прививку ММК достаточно распространена, но она проходит в легкой форме и обычно проявляется только через неделю или две после вакцинации. У одного из пяти детей незначительно повышается температура от вакцины кори, которая держится несколько дней. Примерно у одного из семи детей появляется сыпь и увеличиваются гланды, и у одного из двадцати - боли и опухоль суставов от вакцины краснухи примерно через 3 недели после прививки. Иногда может наблюдаться увеличение слюнных желез от вакцины паротита. Значительно реже возникают покалывание, онемение в руках и ступнях, которые трудно определить у младенцев, и аллергические реакции. Также возможно (но специалисты в этом не уверены), что прививка ММК способна вызывать энцефалит (воспаление мозга), судороги, сопровождаемые повышением температуры, и в очень редких случаях поражение слухового нерва. Необходимо соблюдать особые меры предосторожности при вакцинации ребенка, который болен чем-либо еще, кроме легкой простуды, а также тех, кто страдает заболеванием, снижающим сопротивляемость организма инфекциям, или принимал гаммаглобулин в предыдущие 3 месяца. Вакцина также может быть опасна для того, у кого сильная аллергическая реакция на некоторые продукты питания, например яйца, или антибиотики, потребовавшая врачебного вмешательства. Вакцина против ветряной оспы Вакцина против гемофильной бактерии Вакцина Hib, одобренная в 1990 году, почти не имеет побочных эффектов. Рекомендуют вводить вакцину в 2, 4 и б месяцев и заключительную дозу - от 12 до 15 месяцев. Как в случае со всеми остальными вакцинами, вакцину Hib не следует вводить ребенку, болеющему чем-либо еще, кроме легкой простуды, и тем, у кого аллергия к одному из ее компонентов. В очень редких случаях после инъекции вакцины №Ь могут наблюдаться повышенная температура, покраснение и (или) болезненные ощущения в области укола, диарея, тошнота. Вакцина против гепатита В Если по каким-то причинам очередная прививка вашего ребенка была отложена, это не имеет особого значения. Иммунизацию можно продолжить с того момента, с которого она была прервана; начинать все заново нет никакой необходимости. ИММУНИЗАЦИЯ ПРОТИВ ГРИППА Обычно грипп - это заболевание средней тяжести, способное привести к некоторым серьезным осложнениям, поэтому прививка против гриппа рекомендована только детям, страдающим болезнями сердца или легких, у которых слабая иммунная система, а также тем, у кого обнаружена серповидно-клеточная анемия или похожее заболевание крови. Хотя новорожденные особенно чувствительны к гриппу, в настоящее время не рекомендуется делать им прививку от этой болезни, поскольку пока еще слишком мало известно о пользе и риске иммунизации данного типа для детей младше 6 месяцев. Если по каким-либо причинам детский врач предложил сделать вашему ребенку прививку от гриппа, убедитесь в том, что она не будет сделана вместе с прививкой АКДС. Сочетание этих прививок увеличивает риск нежелательной реакции (не следует делать прививку от гриппа ребенку, имеющему аллергию на яйца). КРИПТОРХИЗМ Брюшная полость может показаться странным местом для расположения яичек, но это не так. Яички~у мальчиков и яичники у девочек развиваются в брюшной полости зароды-oша из эмбриональной ткани. Яичники остаются на месте, яички же должны пройти через паховый канал и опуститься в мошонку, расположенную у основания пениса, примерно на восьмом месяце гестационного периода. Но у 3-4% мальчиков, родившихся в срок, и около трети недоношенных яички не успевают опуститься до рождения. Такое явление называется "крипторхизм". Поскольку яички имеют обыкновение перемещаться, не всегда легко установить, что одно из них не опустилось. Обычно яички выходят из брюшной полости, когда им угрожает перегрев (защита спермопроизводящего механизма от слишком высокой температуры). Но они могут вернуться назад, если им холодно (защита спермопроизводящего механизма от слишком низкой температуры) или когда их трогают (защитная реакция от возможных повреждений). У многих левое яичко свисает ниже, чем правое, отчего может возникнуть впечатление, что правое яичко не опущено. Диагноз о задержке опускания яичка или яичек можно сделать только тогда, когда одно или оба яичка никогда не появляются в мошонке, даже если ребенок находится в теплой ванне. Крипторхизм не вызывает боли или трудностей при мочеиспускании, и, как вам наверняка объяснил доктор, яички обычно опускаются самостоятельно. К первому году только трое-четверо из тысячи мальчиков имеют неопущенные яички. В редких случаях, когда к 5 годам яички по-прежнему находятся в брюшной полости, рекомендуется хирургическая операция, которая, как правило, заканчивается успешно. |
на предыдущую страницу 1 2 на следующую страницу | |