ГРЫЖА
Я была очень расстроена, когда доктор сказал, что у моих мальчиков-близнецов паховая грыжа и им потребуется хирургическая операция.
Часто считают, что грыжа может возникнуть только у взрослого человека, если он поднимает слишком большие тяжести. Но грыжа не является чем-то необычным у новорожденных, особенно у мальчиков, которые появились на свет преждевременно (что часто происходит с близнецами).
При паховой грыже часть кишок проскальзывает в один из паховых каналов (тот же самый канал, через который яички опускаются в мошонку) и выпирают в паху. Обычно дефект обнаруживается в виде бугорка внизу живота, справа или слева от половых органов, И бывает особенно заметен, когда ребенок кричит или напрягается. Когда фрагмент кишок проскальзывает до самой мошонки, грыжа становится заметна как увеличение или опухоль мошонки, в таком случае она назы-' вается пахово-мошоночная грыжа.
Хотя большую часть времени паховая грыжа не вызывает проблем, иногда она может ущемляться. Симптомами могут быть рвота, сильная боль и даже болевой шок. Поэтому в случае появления плотного выпячивания в паховой области или мошонке как можно скорее следует показать ребенка врачу. Поскольку ущемление паховой грыжи чаще всего происходит у детей до 6 месяцев, обычно рекомендуется сразу же устранить дефект, если ребенку не противопоказано хирургическое вмешательство. Подобные операции обычно достаточно просты и успешны, с очень коротким периодом госпитализации. В редких случаях паховая грыжа требует повторной операции, хотя у некоторых детей грыжа через некоторое время вновь появляется с противоположной стороны.
ВОГНУТЫЕ СОСКИ
Один из сосков моей дочери утоплен внутрь и совсем не выступает. Что с ним не так?
Похоже, у нее вогнутый сосок, что встречается довольно часто у новорожденных. Часто сосок, который был вогнут при рождении, позднее выправляется самостоятельно. Если этого не произойдет, то данное обстоятельство не вызовет никаких проблем до тех пор, пока она не станет матерью - тогда ей придется принять некоторые меры для того, чтобы вытянуть сосок.
ОТКАЗ ОТ ГРУДИ
Мой ребенок очень хорошо сосал грудь, но в течение последних 8 часов внезапно отказался от груди. Может быть, что-то произошло с моим молоком?
Что-то, вероятно, и в самом деле не так, хотя не обязательно это зависит от вашего молока. Временный отказ от груди не является чем-то необычным, и почти всегда этому есть определенные причины, из которых наиболее распространенными являются следующие.
Питание матери
Ребенок может отказаться сосать грудь, если вы употребили в пищу продукты, придающие молоку неприятный вкус, например чеснок или квашеную капусту. Если вы выяснили, какой продукт вызывает отрицательную реакцию у вашего ребенка, избегайте его до тех пор, пока не перестанете кормить.
Простуда
Дети, у которых заложен нос, не могут сосать материнскую грудь и дышать одновременно. Используйте увлажнитель воздуха, прочистите нос ребенка при помощи носового аспиратора или попросите доктора выписать детские капли от насморка.
Появление зубов
У некоторых детей зубы начинают резаться довольно рано, и в очень редких случаях у двухмесячного малыша уже появляются 1-2 зуба. Сосание груди часто вызывает давление на распухшие десны, что делает процесс кормления болезненным.
Боль в ушах
Поскольку боль в ушах может распространяться и на челюсть, сосательные движения при кормлении способны усилить болезненные ощущения у ребенка.
Молочница
Если во рту вашего ребенка появилась эта грибковая инфекция, постарайтесь принять все меры, чтобы инфекция не передалась вам через трещины в сосках и не распространилась по всему телу ребенка.
Медленный отток
Очень голодный ребенок может проявлять нетерпение, если молоко не поступает к нему сразу, как только он взял сосок (некоторым женщинам требуется до 5 минут, чтобы у них начался отток молока), и с раздражением выплевывать его, прежде чем начался отток. Чтобы избежать подобной проблемы, сцедите немного молока, прежде чем поднести ребенка к груди.
Гормональные изменения в вашем организме
Новая беременность (которая маловероятна, если вы кормите исключительно грудью, и более возможна, если вы начали давать ребенку твердую пищу (или ввели в рацион искусственную смесь), заставляет организм вырабатывать гормоны, которые могут изменить вкус грудного молока. Это может произойти также и вследствие возобновления менструаций, что опять-таки маловероятно до тех пор, пока вы кормите ребенка только грудью.
Внутреннее напряжение
Если вы чем-то обеспокоены или расстроены, то это может передаться ребенку, и он будет чувствовать себя слишком напряженно во время кормления.
Готовность к отказу от груди
Ребенок постарше, который отказывается от груди, может тем самым как бы говорить: "Мама, я уже слишком большой, чтобы сосать грудь. Я готов перейти на другую пищу". По иронии судьбы дети обычно делают это, когда матери еще даже не задумываются о том, чтобы прекратить кормить их грудью, и гораздо реже, если матери на самом деле готовы прекратить грудное вскармливание.
Иногда не удается найти видимой причины, по которой ребенок отказывается от груди. Словно взрослый, решивший устроить себе "разгрузочный день", ребенок пропускает одно или два кормления. К счастью, подобные голодовки обычно кратковременны. Если аппетит не появится или обнаружатся еще какие-либо тревожные симптомы, поговорите с детским врачом.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОДНОЙ ГРУДИ
Моя маленькая дочка не проявляет никакого интереса к левой груди, а она уже стала заметно меньше правой.
Почему ребенок предпочитает одну грудь другой, не всегда ясно. Это может происходить потому, что он чувствует себя более уютно, когда лежит на основной и, вероятно, более сильной материнской руке, и у него появляется привычка кормиться с правой стороны. Или потому, что мать стремится прикладывать его к левой груди, чтобы освободить правую руку для какой-то другой работы, позволяя правой груди уменьшаться в размерах и сокращать выработку молока. Возможно, одна из грудей лучше производит молоко потому, что мать и ребенок по каким-либо причинам предпочитали ее в самом начале налаживания грудного вскармливания.
Какова бы ни была причина, предпочтение одной груди другой, бывает у некоторых детей и приводит к кривобокости их матерей. Вы можете попытаться увеличить производство молока с "нелюбимой" стороны, ежедневно сцеживая или начиная с нее каждое кормление (если ваш ребенок на это согласится), хотя подобные усилия не всегда оказываются результативными. Во многих случаях матери заканчивают полный цикл грудного вскармливания с разными по размеру грудями. Кривобокость уменьшится после отрыва от груди, хотя некоторое различие может остаться. До той поры у вас есть единственный выход: подбивать чашечку свободного бюстгальтера, чтобы груди выглядели одинаковыми и одежда сидела лучше.
В редких случаях ребенок отказывается от одной из грудей потому, что у нее имеется дефект развития. Так что расскажите о склонности своего ребенка вашему доктору.
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК
Наша маленькая дочка очень милая, но она всегда готова заплакать по любому поводу. Мы с мужем просто сходим с ума. Может быть, мы что-то делаем не так?
Ни одни родители не ожидают, что у них будет трудный ребенок. В мечтах беременной женщины терпеливый младенец агукает, улыбается, сладко спит, плачет только тогда, когда проголодается, и постепенно вырастает в покладистого ребенка с золотым характером. Вечно кричащие младенцы и непослушные, капризные дети - удел других родителей, которые все делают неправильно. А затем, через несколько дней после того, как милый и желанный ребенок появился на свет, у многих родителей, как и у вас, реальность разрушает фантазии. Внезапно вы сталкиваетесь с тем, что именно ваш ребенок плачет не переставая, не хочет спать и постоянно кажется несчастным и неудовлетворенным. Вы невольно задаете себе вопрос: "Что мы делаем не так?"
Скорее всего вам не в чем себя винить, за исключением того, что вы передали своему отпрыску несколько неудачных генов, поскольку характер ребенка, по всей видимости, в большей степени определяется наследственными признаками, чем внешними условиями. Однако окружающие условия могут повлиять на то, как врожденный темперамент отразится на будущем развитии ребенка. Например, при наличии необходимой стимуляции трудные дети, вырастая, часто имеют развитие выше среднего уровня. Ребенок, который с помощью родителей вырабатывает в себе умение развивать " направлять в нужное русло свои врожденные способности, трансформировать их из недостатков в достоинства, способен превратиться из проблемного младенца в преуспевающего взрослого.
Поэтому прежде всего следует установить, какие именно особенности характера связаны с трудным поведением вашего ребенка (некоторые дети имеют целый набор таких особенностей). Не исключено, что у вашего ребенка пониженный порог чувствительности. Влажный подгузник, складки на одежде, тугой ворот, яркий свет, звуки радио, сбившаяся простыня, холодная кроватка - все эти неудобства могут сильно расстроить ребенка, проявляющего повышенную чувствительность к внешним возбудителям. У некоторых детей все пять чувств - слух, зрение, вкус, осязание и обоняние - очень легко перегружаются; другие менее чувствительны. При обращении с детьми, имеющими пониженный порог чувствительности, необходимо поддерживать на общем низком уровне все внешние раздражители, а также избегать делать то, что особенно беспокоит вашего ребенка.
- Чувствительность к звукам. Держите под контролем все источники звука в вашем доме, убавив громкость радио, телевизора, стереосистемы, телефонного звонка, попросив людей стучать, а не звонить в дверь, повесив, где это возможно, ковры и занавески, чтобы они поглощали звуки. Разговаривайте с вашим ребенком тихим, спокойным голосом и попросите всех остальных делать то же самое.
- Чувствительность к свету. Используйте жалюзи или занавески, чтобы ребенок мог спать поздним утром и днем, и старайтесь приглушать освещение в тех помещениях, где он часто бывает. Не подвергайте его чрезмерной зрительной стимуляции - вешайте над кроваткой только одну погремушку и не кладите в манеж больше двух игрушек одновременно. Выбирайте игрушки сдержанной расцветки и неброские по дизайну.
- Вкусовая чувствительность. Если вы кормите ребенка грудью и он проявляет беспокойство после того, как вы ели чеснок или лук, имейте в виду, что причиной мог быть незнакомый привкус вашего молока, но если вы кормите ребенка из бутылочки и он капризничает во время еды, попробуйте смесь с другим вкусом. Когда вы начнете давать ребенку твердую пищу, помните о том, что ему могут не понравиться новые вкусовые ощущения, и от некоторых продуктов он может категорически отказаться.
- Осязательная чувствительность. Некоторые дети теряют спокойствие, как только их подгузники становятся влажными, начинают громко кричать, когда им жарко или если на них одежда из грубой ткани, протестуют, когда их опускают в ванночку или кладут на слишком холодный матрас и т.д. Так что старайтесь, чтобы одежда ребенка была удобной, температура воздуха и воды в ванне такой, которая кажется ему наиболее приятной, и чаще меняйте подгузники (хорошо впитывающие влагу одноразовые подгузники могут подойти вам больше, чем марлевые).
- Некоторые дети настолько чувствительны к прикосновениям, что даже могут выражать протест, когда их берут на руки и пытаются приласкать. Не носите долго на руках такого ребенка; старайтесь общаться с ним при помощи слов и зрительного контакта, не прибегая к физическим прикосновениям.
- Чувствительность к запахам. Необычные запахи очень редко доставляют беспокойство совсем маленькому ребенку, но некоторые дети начинают отрицательно реагировать на определенные запахи к концу первого года жизни. Если ваш ребенок проявляет повышенную чувствительность к запахам, ограничьте в доме резкие запахи, насколько это возможно.
- Чувствительность к внешним раздражителям. Слишком большое количество всевозможных внешних раздражителей способно вызвать излишнее возбуждение у некоторых детей. С такими детьми необходимо обращаться мягко и осторожно. Громкий разговор, быстрые движения, большое количество игрушек, слишком много людей вокруг, высокая активность днем - все это способно их расстроить. Чтобы такой ребенок лучше спал, избегайте активных игр перед сном, заменяйте их успокаивающей теплой ванной, после чего почитайте ему книжку или включите тихую спокойную музыку.
Однако прежде чем решить, что ваш ребенок относится к трудным детям, вы должны убедиться в том, что за его беспокойным поведением не кроются какие-либо физиологические причины. Опишите его поведение доктору, чтобы он мог исключить любые объяснения медицинского характера, например болезнь или аллергию. Порой ребенок, который кажется трудным, просто испытывает аллергию к искусственной-смеси, у него режутся зубы, или он болен.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ТРУДНЫМ
Активный ребенок
Дети часто проявляют признаки того, что они могут быть активнее большинства своих сверстников, еще когда находятся в утробе матери; это подтверждается вскоре после рождения, когда пеленки отбрасываются в сторону, смена подгузников или одежды превращается в борьбу и после сна ребенок всегда оказывается в противоположном конце кроватки. Активные дети являются постоянным источником беспокойства (они спят меньше остальных детей, беспокойно ведут себя.-во время кормления и т.д.), но они также способны приносить и радость (они обычно очень внимательны, всем интересуются и хорошо учатся). Хотя детский энтузиазм и любовь к приключениям не стоит подавлять, вам, вероятно, стоит принять определенные меры предосторожности, а также научиться успокаивать ребенка для еды и сна. Следующие советы могут вам помочь.
- Если ребенок постоянно сбрасывает с себя одеяло, используйте детский спальный мешок в холодную погоду и легкий конверт в прохладную.
- Никогда не оставляйте активного ребенка без присмотра на кровати, столике для пеленания или любой другой поднятой поверхности: они начинают очень рано переворачиваться, иногда в такой момент, когда вы меньше всего этого ожидаете. Страховочные ремни на столике для пеленания вам не помешают, но не стоит на них слишком полагаться.
- Опустите матрас в кроватке на самый низкий уровень сразу после того, как активный ребенок начнет самостоятельно садиться, так как очень скоро он поднимется на ноги и попытается перелезть через ограждение кроватки. Убирайте из кроватки и манежа все предметы, которые он может использовать как ступеньку, чтобы перелезть через ограждение.
- Не оставляйте активного ребенка в детском стульчике в любом другом месте, кроме широкой кровати или на полу - им часто удается опрокидывать сиденье. И конечно же, ребенок всегда должен быть пристегнут.
- Выясните, что может снижать активность вашего ребенка - тихая музыка, теплая ванна (никогда не оставляйте его в ванне без присмотра) или просмотр книжки с картинками (хотя активные дети могут быть не готовы к этому так рано, как дети со спокойным характером). Включайте эти успокаивающие занятия в распорядок дня вашего ребенка перед кормлением и сном.
Ребенок с нарушенным распорядком дня
В возрасте от 8 до 12 недель, когда другие дети входят в режим и становятся более предсказуемыми, такой ребенок продолжает держать своих родителей в постоянном напряжении. Он не только не устанавливает собственный режим, но и не проявляет никакого интереса к тому распорядку, который вы ему предлагаете.
Вместо того чтобы следовать на поводу у такого ребенка и позволить хаосу воцариться в вашем доме или решительно взять в свои руки бразды правления и попытаться установить очень жесткий распорядок дня, противоречащий характеру вашего ребенка, постарайтесь найти компромиссное решение. Возможно, вам потребуется вести дневник для того, чтобы раскрыть какие-то закономерности в повседневном поведении вашего ребенка.
Попытайтесь отвечать на непредсказуемость чем-то постоянным, например, кормить в одном и том же кресле в одно и то же время, купать в одно и то же время дня, успокаивать одним и тем же способом и т.д. Чтобы сделать день вашего ребенка более упорядоченным, используйте мягкость, а не силу.
Ночи с ребенком, не имеющим строгого режима, могут быть пыткой в основном потому, что ребенок не отличает день от ночи. Иногда родителям даже придется установить поочередные ночные дежурства до тех пор, пока ситуация не изменится, что неизбежно произойдет, если вы будете настойчивы, сохраняя при этом спокойствие. В экстремальной ситуации доктор может порекомендовать для ребенка успокаивающие средства, чтобы снизить активность и попытаться установить дляГ него некоторое подобие распорядка дня.
Плохо адаптирующийся или изначально замкнутый ребенок
Такие дети постоянно отвергают все незнакомое: новые предметы, людей, пищу, смену обстановки. Если такое поведение характерно для вашего ребенка, постарайтесь установить четкий режим дня с минимальным количеством сюрпризов. Кормление, купание, сон должны проходить в одно и то же время, в одном и том же месте без каких-либо отклонений от заведенного порядка. Представляйте новые игрушки, людей (и пищу, когда ребенок будет к ней готов) постепенно. Например, повесьте над кроваткой новую погремушку лишь на 1-2 минуты, уберите ее, а затем повесьте и задержите подольше. Постепенно увеличивайте время показа, пока ребенок не будет готов ее принять и радоваться ей. Другие новые предметы и игрушки представляйте тем же самым способом. Постарайтесь, чтобы новые люди сначала проводили немного времени в одной комнате с ребенком, затем общались с ним, сохраняя дистанцию, потом ее сокращали и только после этого пытались установить физический контакт. Позднее, когда вы начнете давать твердую пищу, вводите в рацион новые продукты постепенно, начиная с маленьких количеств, увеличивая порцию на одну ложку за 1-2 недели. Не добавляйте новые продукты, пока ребенок не привыкнет к предыдущим.
Ребенок с громким плачем
Вы, вероятно, заметили, что ваш ребенок плакал громче всех остальных детей еще в роддоме. Громкий плач и крики, такие пронзительные, что способны расшатать даже самые крепкие нервы, продолжились и дома. Однако вы не можете повернуть ручку и уменьшить громкость плача вашего ребенка, но есть возможность снизить шум и общую активность в доме и тем самым помочь малышу немного сбавить тон. Также вы можете принять некоторые практические меры, чтобы плач и крики меньше беспокоили членов семьи и соседей. Попробуйте улучшить звукоизоляцию детской комнаты изолирующими коврами, занавесками и прочими предметами, хорошо поглощающими звуки. Вы можете попробовать- использовать беруши, вентилятор, кондиционер, чтобы снизить нагрузку на ваши уши и нервы, не блокируя полностью крики ребенка. Когда в ближайшие месяцы плач утихнет, проблема станет менее ощутимой, но ваш ребенок, вероятно, всегда будет более громким и шумным, чем другие дети.
Недовольный, или "несчастный", ребенок
Вместо того чтобы улыбаться и агукать, некоторые дети постоянно выглядят как бы несчастными. В этом нет вины их родителей (конечно же, если они не проявляют небрежность в уходе за ребенком), и такое поведение ребенка их угнетает. Если вам кажется, что вашего ребенка ничто не радует (и этому нет медицинского объяснения), продолжайте проявлять к нему любовь и окружать заботой, находя утешение в мысли, что когда-нибудь ваш ребенок научится выражать и какие-то другие эмоции, кроме недовольства, после чего плач и капризы пойдут на убыль, хотя, вероятно, он всегда будет принадлежать к "серьезному" типу.
КАК ВЫ РАЗГОВАРИВАЕТЕ С РЕБЕНКОМ
Дорог, ведущих к общению с ребенком, бесчисленное множество, и все родители находят среди них свои. Вот несколько путей, по которым вы можете пойти сейчас или через несколько месяцев.
Объясняйте свои действия
Когда рядом с вами находится ребенок, постарайтесь объяснять ему все ваши действия. Не важно, что ваш ребенок еще не понимает, о чем вы ему рассказываете. Постепенно это поможет вам привыкнуть разговаривать с ребенком, а ребенок научится слушать - таким образом вы направите его на путь, ведущий к пониманию.
Почаще спрашивайте
Для того чтобы начать задавать ребенку вопросы, не нужно ждать, когда он сможет вам ответить. Вопросы могут меняться в зависимости от того, как проходит ваш день: "Что бы ты хотел надеть на прогулку: красные штанишки или зеленый комби-незончик? Не правда ли, небо сегодня необыкновенно голубое? Что мне купить на ужин: зеленую фасоль или спаржу?" Делайте паузу, оставляя время для ответа (когда-нибудь ваш ребенок вас им удивит), и сами предлагайте ответ, произнося его вслух: "Спаржу? Замечательный выбор".
Давайте ребенку шанс
Как показали исследования, малыши, с которыми родители много разговаривали, раньше начинали говорить. Предоставьте ребенку возможность принять участие в разговоре, агукая, издавая гортанные звуки или засмеявшись. Объясняя свои действия, не забывайте порой делать паузы для "комментариев" ребенка.
Старайтесь разговаривать с ребенком простым языком
Хотя сейчас ваш ребенок может получать удовольствие, слушая по радио оживленную речь политического деятеля или экономический отчет, по мере того как он будет становиться старше, следует позаботиться о том, чтобы ему было легче воспринимать отдельные слова. Поэтому иногда старайтесь произносить простые, понятные ребенку фразы: "Посмотри на небо", "Пока-пока", "Маленькие ножки, маленькие пальчики" и т.д.
Забудьте о местоимениях
Маленькому ребенку трудно понять, что "я", "мы" или "вы" могут быть мамой, папой, бабушкой или даже им самим. Поэтому, говоря о себе, употребляйте слово "мама" (или "папа" или "бабушка"), а ребенка называйте по имени: "А сейчас мама будет менять Джейсону подгузник".
Используйте более высокий голос
Большинство детей предпочитают голос высокой тональности. Попробуйте поднять тональность своего голоса, когда обращаетесь непосредственно к ребенку, и проследите за его реакцией.
Живите настоящим моментом
Хотя вы можете рассказывать своему ребенку почти обо всем, какое-то время ваши слова будут для него совершенно непонятны. По мере того как будет развиваться его способность к пониманию, позаботьтесь о том, чтобы в каждый отрезок времени ваш ребенок имел возможность увидеть и услышать как можно больше.
Подражайте
Дети любят, когда родители им подражают, имитируя звуки, которые они издают. Когда малыш агукает, агукайте в ответ; когда он произнесет "ахх", произнесите такой же звук. Имитация очень быстро превратится в игру, доставляющую радость вам обоим, и заложит основу для того, чтобы ребенок начал вам подражать.
Пойте ребенку и читайте вслух
Не беспокойтесь, если у вас нет слуха, - маленькие дети не слишком привередливы в том, что касается музыки. Им понравится все, что вы споете, расскажете или прочитаете. Большинство детских стишков привлекает внимание даже маленьких детей. Сопровождение декламации жестами удвоит удовольствие. Ваш ребенок быстро даст вам понять, что ему нравится больше всего и какие вещи вам придется петь или читать снова и снова.
Наблюдайте за реакцией ребенка
Непрерывный разговор и песни могут утомить кого угодно, даже младенца. Когда ребенок потеряет интерес к вашим словесным играм, начнет закрывать или отводить в сторону глаза, станет беспокойным, капризным, дайте ему отдохнуть.
ВТОРОЙ ЯЗЫК
Мой муж француз и хочет говорить с нашим ребенком только по-французски, а я говорю только по-английски. Я думаю, будет замечательно, если малыш овладеет вторым языком, но не будет ли это для него трудным в таком раннем возрасте?
Владение вторым языком дает ребенку бесценный опыт общения, позволяет ему нестандартно мыслить и улучшает самооценку. Если на этом языке говорили его предки, то он также приобретает связь с семейными корнями.
Однако нет полного согласия относительно того, когда нужно начинать изучение второго языка. Некоторые специалисты предлагают начинать сразу после рождения, но другие считают, что в столь раннем возрасте ребенок будет испытывать трудности с обоими языками, хотя, вероятно, лишь временные. Они обычно рекомендуют подождать, когда ребенку исполнится 2,5 года, и только потом знакомить его со вторым языком. Уже не вызывает сомнений, что задержка обучения второму языку до того момента, как ребенок научится читать, замедляет его освоение, а раннее знакомство со звуками нового языка (в виде песен, например), напротив, улучшает результаты.
Независимо от того, когда вы начнете, сейчас идя через пару лет, есть несколько способов подтолкнуть ребенка к изучению второго языка. Один из родителей может говорить на английском, а второй - на иностранном языке (как предлагает ваш муж), или оба родителя разговаривают с ребенком на иностранном языке (рассчитывая на то, что ребенок освоит английский в школе или еще где-нибудь), или бабушка, сиделка, няня используют иностранный язык, а родители английский (как правило, наименее эффективный метод). Ни один из методов изучения языка не будет полностью успешным, если "учитель" не владеет им свободно.
Чтобы овладеть иностранным языком, эксперты рекомендуют не "обучаться" ему, а "погрузиться" в него, т.е. играть в различные игры, используя иностранный язык, читать на нем книги, рассказывать стихи, слушать записи, смотреть видеофильмы, посещать друзей, которые разговаривают на этом языке, и по возможности бывать в местах, где этот язык является основным средством общения. Кто бы ни говорил на втором языке, он должен общаться с ребенком исключительно на нем, не поддаваясь соблазну перейти на английский, если ребенок испытывает трудности с пониманием. После того как ребенок пойдет в школу, он научится писать и читать на втором языке, благодаря чему сможет владеть им свободно.